Сгоревший Центр Грабаря начнет работать в полном объеме 10 сентября

ФЁДОР СОЛОГУБ
 

    english

deutsch   

О Сологубе
Библиография
Галерея
Cсылки
Разное
Гостевая книга



Сгоревший Центр Грабаря начнет работать в полном объеме 10 сентября

Реставрационный центр им. Грабаря, здание которого сгорело 15 июля, начнет с 10 сентября работать на трех столичных площадках: в помещении Института органического синтеза, в здании на Варшавском шоссе, выделенном мэром Москвы Юрием Лужковым, и на первом этаже самого здания центра, сообщил директор центра Алексей Владимиров на пресс-конференции в в понедельник.

Здание одного из крупнейших реставрационных центров в России - Всероссийского художественно-реставрационного центра им. Грабаря, где на тот момент находилось более тысячи предметов искусства, сгорело 15 июля. При пожаре наиболее сильно пострадали ковер из усадьбы "Мураново" и знамя петровской эпохи из музея Переславля-Залесского - они оценены в 100-150 тысяч рублей и восстановить их, скорее всего, не получится, в отличие от картины Джорджа Доу "Портрет Александра I на коне" и царских врат из Спасо-Прилуцкого монастыря, которые также были повреждены огнем, но подлежат реставрации.

По словам Владимирова, после пожара сотрудников центра Грабаря приютили у себя около 12 музейных организаций.

"Но мы понимаем, что у самих музейщиков не очень хорошо с помещениями, поэтому стали думать, где разместить отделы центра. Убедили Минкультуры арендовать для нас помещение", - рассказал директор центра, добавив, что в Институте органического синтеза расположились отделы реставрации икон, графики и тканей.

В просторных помещениях на Варшавском шоссе расположатся отделы реставрации масляной живописи и туда же, по словам Владимирова, перевезут большемерные иконы.

"Сейчас идет расчистка помещения здания центра Грабаря, уже проверили отопительную и энергетическую системы, подключили водопровод, первым этажом этого здания вполне можно будет пользоваться и к зиме мы планируем разметить там те отделы, которые работали и до пожара", - рассказал Владимиров.

Он также уточнил, что по последним данным в центре Грабаря на момент пожара находилось порядка 1295 предметов, а не 1220 как сообщалось ранее, и ни один из этих предметов не пропал.

По его словам пострадало 53 предмета искусства, что "совсем немного после такого пожара".

В ходе тушения пожара в здании Всероссийского художественно-научного реставрационного центра имени академика Грабаря в Москве погибли два человека, верхний этаж здания практически полностью выгорел. В результате в отношении трех человек по факту пожара было возбуждено уголовное дело. Для восстановления здания потребуется серьезный капремонт.

За время существования центра здесь были спасены сотни произведений русского искусства, в том числе знаменитая "Троица" Рублева, "Богоматерь Владимирская", а также фрески соборов Московского Кремля, Новгородских и Владимирских храмов, живопись из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Дрезденской картинной галереи.


Директор сгоревшего центра им. Грабаря: нас тушили, как коровник

Предметы искусства, находившиеся на момент пожара в реставрационном центре им. Грабаря, пострадали не столько от огня, сколько от тушения, сказал директор центра Алексей Владимиров на пресс-конференции в в понедельник.

Пожар во всероссийском реставрационном центре им. Грабаря, где на тот момент находилось более одной тысячи предметов искусства, произошел 15 июля. Во время тушения пожара погибли двое сотрудников МЧС. Верхний этаж здания практически полностью выгорел. В результате в отношении трех человек по факту пожара было возбуждено уголовное дело. Для восстановления здания потребуется серьезный капремонт.

"Нас тушили как коровник - с вертолета, из брандспойтов. Было вылито огромное количество воды и пены на иконы. Они просто плавали в воде", - рассказал Владимиров.

Он уточнил, что пострадало около восьми икон, но все они подлежат восстановлению.

Наиболее сильно пострадали ковер из усадьбы "Мураново" и знамя петровской эпохи из музея Переславля-Залесского - они оценены в 100-150 тысяч рублей и восстановить их, скорее всего, не получится, в отличие от картины Джорджа Доу "Портрет Александра I на коне" и царских врат из Спасо-Прилуцкого монастыря, которые также были повреждены огнем, но подлежат реставрации.

По его словам, этот пожар показал необходимость выработать особую систему тушения для таких организаций, как музеи, центры реставрации.

"Этой проблемой необходимо озаботиться, причем на государственном уровне. И установкой противопожарного оборудования должны заниматься не выигравшие конкурс по принципу дешевизны организации, а профессионалы", - сказал Владимиров.

Директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырев отметил, что "сейчас ситуация с охраной нашего национального культурного достояния очень неблагоприятная".

"С 14 по 17 сентября мы будем вести об этом очень серьезный разговор на международном форуме музейного сообщества в Казани", - добавил он.

По предварительным подсчетам, а именно по записям страховых компаний, ущерб, нанесенный зданию центра им. Грабаря пожаром оценивается в сумму около 150 миллионов рублей, оборудованию и мебели - около 20 миллионов рублей.

Центр, основанный в 1918 году по инициативе выдающегося искусствоведа Игоря Грабаря, был одним из ведущих реставрационных и экспертных институтов в России, сюда привозили произведения как музеи, так и частные коллекционеры. В центре имелась современная аппаратура, а спектр услуг реставрации и экспертизы включал в себя самые разные направления, от живописных работ до предметов декоративно-прикладного искусства - ковров и фарфора.

За время существования центра здесь были спасены сотни произведений русского искусства, в том числе знаменитая "Троица" Рублева, "Богоматерь Владимирская", а также фрески соборов Московского Кремля, Новгородских и Владимирских храмов, живопись из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Дрезденской картинной галереи.

Стихотворения
Рассказы
Романы
Пьесы
Публицистика
Переводы

Последние изменения: 29.03.2012                       ©2000-2012 sologub.narod.ru