"Строгий режим" Константина Райкина

ФЁДОР СОЛОГУБ
 

    english

deutsch   

О Сологубе
Библиография
Галерея
Cсылки
Разное
Гостевая книга



"Строгий режим" Константина Райкина

8 июля исполняется 60 лет Константину Райкину, актеру, режиссеру, художественному руководителю театра "Сатирикон" и педагогу. На протяжении всего своего творческого пути Константин Аркадиевич неустанно доказывал, что он не просто "сын великого отца", а артист, наделенный ярким, самобытным талантом, способный привести в восторг миллионы зрителей. Райкин-режиссер - это человек, по-настоящему одержимый театром, ведь неспроста ученики зовут его "бесноватым", а "Сатирикон" - "театром строгого режима".

Биолог, художник, поэт

Константин Райкин родился в Ленинграде. С одной стороны, может показаться, что его актерская карьера была предопределена с самого начала: сын легендарного артиста Аркадия Исааковича Райкина, семья в вечных переездах и гастролях. Однако путь Константина к большой сцене был полон неожиданностей и смелых решений, ведь он как минимум мог стать биологом, математиком, художником и даже поэтом, пишут "Аргументы и Факты".

Интерес к биологии проявился еще в самом раннем возрасте. Со своей няней, татаркой Васимой, Костя большую часть времени проводил в Ленинградском зоопарке: чистил клетки, наблюдал за животными. "У меня с обитателями зоопарка возник глубокий контакт - мы прекрасно понимали друг друга. Наверное, потому, что я здорово научился подражать их мимике", - вспоминал позже актер.

Жизнь зоопарка настолько увлекла Райкина, что он даже начал сочинять стихи. Вот, к примеру, один из них о черной пантере: "Она - как ночь средь бела дня. Лежит и смотрит на меня. Её глаза во тьме горят. А эта тьма - она сама". Писать начал в 7 лет, причем каждое стихотворение сопровождалось иллюстрацией, которую придумывал и рисовал сам же. Произведения юного поэта вошли в детский сборник стихов "Раннее солнце", составленный в 1964 году Владимиром Глоцером.

Однако "семейное наследство" все равно давало о себе знать. Так, когда Райкин еще учился в школе, ему посчастливилось познакомиться с Корнеем Чуковским, который настолько поразился артистизму юного Кости, что записал в своем дневнике: "Сегодня у меня в гостях был гений". А позже свое восхищение талантом артиста высказали и преподаватели знаменитой "Щуки", куда Райкин попал абсолютно случайно.

"Мастер перевоплощения"

Изначально Константин, выпускник физико-математической школы, собирался поступать на биологический факультет Ленинградского университета, но буквально в последний момент передумал, бросил все и уехал в Москву – поступать в Щукинское театральное училище. Именно в столице состоялся его первый взрослый актерский триумф: приемная комиссия "Щуки" была настолько ошеломлена  выступлением молодого артиста, что после первого тура конкурса Райкин автоматически попал в третий, а позже был зачислен на курс известного актера и педагога Катина-Ярцева, сообщает rusactors.ru.

По словам народного артиста СССР Владимира Этуша, одного из преподавателей "Щуки", Константин был одним из самых талантливых и способных студентов, отличался удивительной работоспособностью и пунктуальностью: пропустить или опоздать на репетицию для него было просто немыслимым. Таланту Райкина-младшего завидовали многие, а критики в один голос твердили, что своим успехом он обязан лишь знаменитой фамилии.

Однако актера подобные заявления делали только сильнее, и с каждым своим выступлением он явно давал понять, что Константин Райкин – не просто сын известного артиста, а самостоятельная творческая личность, наделенная талантом и способная любого, даже самого заядлого скептика, превратить в преданного поклонника.

Отцовский "Сатирикон"

Сейчас Константин Райкин – художественный руководитель московского "Сатирикона", однако путь в этот театр был долгим. Сразу после окончания "Щуки" молодого артиста пригласила к себе в "Современник" Галина Волчек. "Я сознательно пошёл туда - хотел числиться отдельно от отца", - рассказывал актер. В "Современнике" Райкин проработал в течение 10 лет, сыграв без малого четыре десятка ролей. А затем ушел к отцу в Ленинградский театр миниатюр, правда, не один, а с целой группой таких же энтузиастов, как и он сам.

Аркадий Исаакович был готов предоставить сыну полную свободу для творчества. Хотя, как вспоминает сам Константин, порой все же приходилось идти на хитрости: "Мне поначалу многое приходилось от отца отстаивать, и в самые критические моменты я делал вид, что мне плохо. Когда чувствовал, что других доводов нет,  хватался за сердце. И таким образом мой коллектив получал разрешение продолжать работу". Аркадия Райкина не стало в 1987 году, а в 1988 его сын заступил на пост худрука "Сатирикона".

В театральных кулуарах давно гуляет история о том, что будто бы Райкин-младший выгнал журналистку после того, как та спросила: "Константин... простите, как вас по батюшке?". На самом деле эту байку выдумал драматург Марк Розовский. Сам Константин признается: "Я всегда буду сыном Райкина. И умру, что бы я ни сделал в профессиональной жизни, сыном Райкина. Для большинства населения страны я - сын великого отца".

Известность к Константину пришла в начале 70-х годов вместе с фильмом Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих", где актер сыграл одну из главных ролей – татарина Каюма.  Правда, изначально герой Райкина был казахом, а звали его Кадыркун, но позже худсовет принял решение переименовать персонажа. В работе над ролью артист все время прибегал к воспоминаниям о своей нянечке-татарке. Так, например, выражение "кажный шакал" он позаимствовал именно у нее, пишет "Сегодня.ua".

Настоящий мужчина из Бергамо

Одна из самых ярких ролей Константина Райкина в кино - "Труффальдино из Бергамо". "Я не верил, что меня утвердят, пробовалось много известных артистов, например Олег Даль. Но когда режиссер Владимир Воробьев увидел мои танцы, решил рискнуть. Кстати, он был очень строг, даже агрессивен со мной, и однажды я не выдержал. Шел по павильону, Воробьев сидел у стенки, попросил подать руку. Я со всей силы схватил его и дернул, он растерялся: "Сильные у тебя руки", я ответил: "И хорошо по морде бьют". Потом мы стали друзьями", - вспоминал артист.

Кстати, Наталья Гундарева, которая исполнила роль возлюбленной Труффальдино, поначалу была крайне против того, чтобы Костя играл вместе с ней, она называла его слабым и неспособным. "С Наташей мы учились на одном курсе, но она уже была знаменита на весь СССР и могла себе позволить заявить: "Что же, буду работать с тем, что есть", имея в виду меня", - рассказывал Райкин. Однако трудолюбие и талант актера покорили не только съемочную площадку, но и всю страну. Ведь именно эта картина принесла молодому актеру невероятный зрительский успех, Райкин-младший в момент стал всенародным любимцем.

В восьмидесятых годах Райкину приписывали роман с актрисой Нееловой. "Это, конечно же, была неправда, у меня была жена, я был счастлив в браке, но людям нужно было о чем-то говорить. Мы же были партнеры по сцене, вот люди и говорили", - признавался артист. У Константина есть дочь Полина, которая с успехом продолжила семейную династию и сейчас работает в театре Станиславского.

После появления Труффальдино актера стали приглашать в различные теле- и кинопроекты, но он отказывался, для Райкина театр всегда был вторым домом. Сейчас в его подчинении несколько десятков артистов и студентов. О своих учениках он шуточно рассказывает: "Я думаю, Господи, ну как не тошнит от того, что они меня с утра до вечера видят, да еще в таком вытаращенном качестве, я все время бесноватый, как они говорят, - "бесноватый пришел, бесноватый"… ".

А еще, по мнению Константина Аркадиевича, "мужчина - это человек, который обязательно должен получить по морде в жизни, иначе он неполноценный мужчина. Ему должна отказать женщина, обязательно, вот это очень важно, … иначе он не ощущает объема жизни".

Стихотворения
Рассказы
Романы
Пьесы
Публицистика
Переводы

Последние изменения: 29.03.2012                       ©2000-2012 sologub.narod.ru