|
|
Выставка "британских" пейзажей Альфреда Сислея открывается в Лондоне
Выставка "британских" пейзажей художника-импрессиониста Альфреда Сислея открывается в среду в лондонской Национальной галерее.
Сислей (в британской традиции - Сисли) родился в английской семье в Париже и большую часть своей жизни провел во Франции. Однако, увлечение живописью пришло к нему во время учебы в Лондоне под влиянием именно британских пейзажистов. Впоследствии он несколько раз приезжал в Великобританию на этюды.
На выставке в Национальной галерее собрано 16 работ из двух главных британских поездок Сислея: в 1874 году он провел лето и начало осени в Англии, а в 1897 году прожил несколько месяцев в Уэльсе.
Приехав в 1874 году в Лондон, Сислей написал в столице лишь одну картину - "Вид Темзы: Мост Чаринг-Кросс", которая открывает выставку. Вскоре художник переехал в ставшее тогда популярным местом отдыха горожан предместье Хэмптон-корт, неподалеку от одноименного королевского дворца.
"Французские друзья Сислея - импрессионисты Моне, Ренуар, Писарро - в это время также предпочитают для вдохновения окраины Парижа, но Сислей стремился одновременно и следовать тенденции, и придумать что-то новое, чтобы удивить своих коллег, вернувшись во Францию", - рассказал журналистам на пресс-показе выставки один из ее кураторов Кристофер Риопелль.
Художник обращается к теме взаимодействия природы и индустрии. На выставке представлены несколько видов нового железного моста в Хэмптон-корте. Одна из них, по словам куратора, стала "подлинным экспериментом" - художник изображает реку и ее берега из-под моста, который занимает большую часть полотна. "Он сочетает абсолютную симметрию рукотворного сооружения с асимметрией и живостью природы", - пояснил Риоппель.
Затем Сислей приезжал в Англию в 1881 году на излюбленное место для этюдов - остров Уайт, но его холсты потерялись по дороге, а купить новые на месте он не мог себе позволить по финансовым соображениям.
Прошло еще 16 лет, прежде чем Сислей вновь приехал на родину своих предков. Летом 1897 года уже смертельно больной раком 57-летний художник и его гражданская жена Эжени Лекуэзек, также страдающая от рака, решили наконец узаконить свои отношения, чтобы признать права двоих уже взрослых на тот момент детей.
Дабы не создавать излишнего общественного шума во Франции, где Сислей был широко известен и не раз выставлялся, церемонию бракосочетания было решено провести в столице Уэльса - Кардиффе.
После свадьбы Сислей с женой обосновались на шесть недель в отеле на берегу моря в городке Пенарт. "Это было не самое популярное место для живописи с натуры, но Сислей снова решил удивить других новым взглядом на вещи, кроме того, он хотел немного заработать на пользовавшихся популярностью морских пейзажах", - рассказала журналистам куратор "уэльской" части экспозиции Энн Самнер.
На выставке представлены виды Кардиффской бухты, Бристольского канала, обрывистых берегов и необычайно сильных отливов, характерных для этой местности.
Завершает выставку серия из трех примерно одинаковых по размеру и композиции полотен, изображающих одну из достопримечательностей Пенарта - огромный камень-скалу Сторрс-рок у берега моря. Сислей изобразил ее в разное время дня при разной высоте воды. По существующим в Великобритании таблицам приливов и отливов, специалисты даже смогли вычислить точное время написания картин - 21-22 августа 1897 года.
В октябре того же года Сислей вернулся во Францию. Год спустя умерла его жена, а еще через три месяца - в январе 1899 года - скончался и сам художник.
После его смерти "британские" пейзажи разошлись по разным владельцам - от частных европейских коллекционеров до японских музеев. Для нынешней выставки картины были собраны как из фондов Национальной галереи, так и из музеев Шотландии, Уэльса, Франции, Швейцарии, США, нескольких городов Германии и ряда частных коллекций.
В каталоге, выпущенном специально к выставке, размещена фотография Сторрс-рок, сделанная весной этого года. "Дети все так же обожают карабкаться на нее, как и в 1897 году", - пишут авторы каталога.
Бесплатная для посетителей выставка "Сислей в Англии и Уэльсе" будет работать в Национальной галерее до 15 февраля 2009 года.
|
|
|