|
|
Бриллиантовая рука на продажу: кинопортал студии «Мосфильм»
Кинопортал студии «Мосфильм» по адресу www.cinema.mosfilm.ru официально начинает работу в среду днем. В разделе «Кинозал» можно будет смотреть кино бесплатно, но по предустановленному расписанию и без возможности нажать на паузу. Для того чтобы скачивать фильмы – их в библиотеке портала пока 140, а планируется 2500 – придется немного заплатить. Сработает ли такая схема, размышляет обозреватель Мария Ганиянц.
Не корысти ради
Кинопортал «Мосфильма» принесет своим создателям не деньги, а внимание, считает директор киностудии имени Горького Станислав Ершов.
«Серьезных денег собрать этот портал не может по причине фактически легализованного в России интернет-пиратства. Для «Мосфильма» этот проект, скорее всего, - пиар-шаг», - сообщил он в интервью.
По его мнению, идея сама по себе неплохая и даже перспективная, но сама киностудия имени Горького на подобный шаг решиться пока не готова – как раз из-за пиратов, и еще из-за отсутствия внятной платформы.
Сомнение в прибыльности проекта выразила и исполнительный директор кинокомпании «Централ Партнершип» Злата Полищук: «Исходя из нашего опыта – а у ЦПШ, наверное, самый большой опыт работы с интернет-правами из всех российских правообладателей, - мы пришли к выводу, что дело правообладателей – управление правами, а не продажа фильмов конкретному потребителю. Но мы будем с интересом следить за экспериментом «Мосфильма», - сказала она.
В том, что интернет-версия библиотеки «Мосфильма» - проект совершенно не прибыльный, уверена и Анна Знаменская, гендиректор компании Digital Access, создавшей портал ivi.ru. «Доходы «Мосфильма» пока могут составить несколько тысяч долларов в месяц после вычета комиссий платежных систем и операторов. Фильмы по интернету пока мало кто покупает, к тому же массово люди еще не привыкли к платежам через интернет», - пояснила Знаменская.
Вдобавок, по ее мнению, «на «Мосфильме» основной контент - фильмы, рассчитанные на более старшее поколение, тогда как основные пользователи кино и телеконтента в сети - молодые люди 18-35 лет», - убеждена она.
Впрочем, на Мосфильме на сверхдоходы и не рассчитывают. Как рассказал в интервью начальник службы международных связей и проката «Мосфильма» Сергей Симагин, который как раз и отвечает за портал, сколько он будет приносить, неизвестно, и «понятно это будет примерно через полгода работы». «Мы хотим донести проект до зрителей, и ради этого готовы тратиться на реставрацию картин, добиваться высокого качества», - объяснил он.
По словам Симагина, у посетителей кинопортала будет возможность смотреть фильмы как бесплатно в виртуальном кинотеатре (будут действовать два зала с фиксированным расписанием), так и самим выбирать в онлайне ленты, смотреть их или скачивать по фиксированной таксе - 25 рублей просмотр, 65 рублей – скачивание. Оплатить просмотр можно будет банковской картой или через платежные электронные системы (Webmoney и «Яндекс.Деньги»).
«Первое время будут доступны мосфильмовские хиты: «Андрей Рублев», «Анна Каренина», «Бриллиантовая рука», «Вокзал для двоих» и другие; сейчас в сеть выложено 140 картин. Следующий шагом станет оцифровка раритетных лент - «Без страха и упрека» Александра Митты, «Безумного дня» Андрея Тутышкина, «Да здравствует Мексика» Эйзенштейна, а к июлю для зрителей станут доступны еще 150 картин», - пояснил Симагин.
Всего же, по его словам, в сеть планируется выложить 2,5 тысячи картин, без учета мало где демонстрировавшегося короткого метра, который тоже со временем станет доступным для широкой аудитории.
Что до пиратов, то, по мнению Симагина, «разбираться с ними надо будет с умом», понимая причины, которые ими движут: «Одни этим занимаются, чтобы заработать, другие - чтобы поделиться информацией».
Реклама – двигатель торговли
Единственное, за что люди были бы готовы платить сами, - это за просмотр новинок, эксклюзивных и премиальных продуктов, утверждают опрошенные эксперты. «Но, к сожалению, и эти новинки «пиратятся» практически в день эфира, и пользователь может посмотреть их бесплатно», - пояснила Знаменская.
Всего, по ее словам, в России активно смотрят и скачивают кино примерно 15 миллионов человек в месяц, а правообладатели (по оценкам компании «Видео 24») в одном только 2009 году недополучили из-за пиратов 220 миллионов долларов (в 2008 году этот показатель равнялся 200 миллионам). Однако адекватных сайтов, предоставляющих платный просмотр или возможность скачивания за деньги, пока фактически нет, а тем, что пытается встать на ноги, крайне сложно конкурировать с торрентами.
Впрочем, по мнению экспертов, несмотря на суровые российские реалии (невоспитанного потребителя и оголтелых пиратов), заработать на продаже в сети видеоконтента все же можно.
Существует две модели работы подобных порталов: рекламная, когда для пользователя просмотр бесплатный, но за размещение ролика в контенте платит рекламодатель, и пользовательская, когда за просмотр контента платит пользователь.
«Мы пошли иным, чем «Мосфильм», путем - предоставляем сериалы, фильмы и тв-программы – у ivi.ru более 10 тысяч часов теле- и кинопродукции - бесплатно и в отличном качестве, а зарабатываем - на рекламе. Мы получили права на показ контента ЦПШ, ТНТ, СТС, «Союзмультфильма», «Амедии», «2В Студии» и других компаний», - рассказала Знаменская.
С мнением гендиректора компании Digital Access согласен и гендиректор киностудии им. Горького. «Если говорить стратегически, то все придет к рекламной стратегии, за клики никто платить не будет, а будут существовать большие платформы с объединенными библиотеками, которые будут жить за счет рекламы и других платных услуг», - пояснил Ершов.
Он также добавил, что как только готовый кинопортал предложит защищенную от пиратов платформу с внятными условиями, киностудия им. Горького тут же к нему присоединится. В настоящий момент обсуждается возможность использования сайта omlet.ru, запущенного МТС: там фильмы предлагается скачивать за деньги, брать напрокат или смотреть онлайн.
Единым фронтом
«Мосфильм» - единственный правообладатель, который рискнул сам выложить в сеть библиотеку; остальные пользуются услугами разнообразных порталов, продавая за определенный процент субправа на фильмы. Причина не только в пиратах, но в том, что «Мосфильму» единственному удалось в лихие девяностые сохранить права на все свои фильмы.
«C цифровыми правами на многие библиотеки старых фильмов в 90-е произошли разные сделки, в результате которых часть прав оказалась не у производителей контента, а у частных компаний, причем за, как правило, очень небольшие деньги, так как никто не думал, что от цифровых прав будет какой-то толк. По некоторым каталогам сейчас крайне сложно установить истинного правообладателя и проследить цепочки сделок, которые произошли за последние 10 лет», - рассказала Знаменская.
Так, цифровые права на ленты студии им. Горького отошли компании Ruscico, с которой, впрочем, у киностудии существует весьма лояльный договор.
В итоге даже ЦПШ, обладающая библиотекой из почти полутора тысяч фильмов и более 4000 часов сериальной продукции, не рискует выкладывать ленты в сеть на собственной платформе, понимая, что объем продукции недостаточен, чтобы привлечь покупателя-зрителя.
Сейчас, по информации, идет разработка нескольких платформ, способных объединить ряд кинобиблиотек в сети. За одним из таких проектов стоит глава гильдии продюсеров Ренат Давлетьяров, который рассказал, что сегодня остро ощущается нехватка большого портала, способного объединить все российские фильмы последних лет.
«Многие пытались это сделать, в разработку платформы были вложены миллионы, но не хватило мощностей, то есть библиотек. Есть 4-5 компаний, которые готовы сотрудничать в этом направлении», - пояснил он.
По словам Давлетьярова, в идеале все 120 российских продюсеров должны объединить свои библиотеки и создать официальный портал.
«Права на видеопродукцию принадлежат отдельным компаниям или киностудиям. А представьте себе портал, в котором все права были бы объединены, и все это многообразие можно было бы скачивать и смотреть. Деньги, конечно за просмотр и скачивание должны быть совершенно символическими - хоть 10 рублей, - но даже небольшие деньги выгодны всем», - добавил он.
Сегодня, по словам собеседника агентства, никто ничего не получает.
В заключение разговора Давлетьяров отметил, что «интернет-пиратство гораздо опасней, чем dvd-пиратство, с которым государство уже продуло борьбу».
По словам Ершова, идея Давлетьярова о том, чтобы сложить все продюсерские библиотеки в одном месте, - «скорее крик о помощи, попытка исследовать объем рынка, получить хоть какую-то статистику скачиваний».
Пока же, по признанию участников рынка, истинное положение вещей – аудитория, объем рынка, его потенциальная емкость – составляет тайну за семью печатями, а значит, просчитать экономический потенциал подобных проектов, в сущности, невозможно.
|
|
|