|
|
Тараторкин: встречу с Раскольниковым я воспринимаю как подарок судьбы
11 января исполняется 65 лет актеру театра и кино Георгию Тараторкину. Сегодня Тараторкин – один из выдающихся и самых известных российских актеров. Он – народный артист России, лауреат Госпремии имени братьев Васильевых, член и с 1996 года первый секретарь Союза театральных деятелей России, возглавляет Ассоциацию «Золотая маска», награжден орденом "За заслуги перед отечеством" четвертой степени.
При упоминании фамилии Тараторкина у любителей и знатоков его творчества сразу выстраивается перед глазами целая вереница созданных им театральных образов и сыгранных в кино ролей, непременно ярких и запоминающихся.
Он никогда не хотел становиться актером, и многие годы успешной актерской карьеры не смогли избавить Тараторкина от терзаний – ту ли дорогу он выбрал. «По сей день иногда мне думается, а то ли это, что мне суждено было от природы, от Бога?» - говорит он.
Тараторкин до сих пор он удивляется тому, что стал актером. «Самой большой неожиданностью для меня по-прежнему является то, что я занимаюсь актерской профессией, - рассказал Тараторкин, накануне своего юбилея газете «Комсомольская правда». - Я ведь не собирался быть актером. В детстве мечтал стать учителем. А после школы пришлось работать осветителем в Ленинградском ТЮЗе, надо было зарабатывать на хлеб. И если бы не встреча с главным режиссером театра Зиновием Корогодским, моя судьба, скорее всего, сложилась бы иначе».
Судьба - это люди, в тебя поверившие
Тараторкин родился и вырос в Ленинграде. Его детство не назовешь беззаботным. Он рос в трудное послевоенное время. Георгию было всего 7 лет, когда после долгой болезни умер его отец, и на мать, легли все заботы о детях – о нем и младшей сестре Вере. Но, не смотря на все материальные трудности, мать уделяла много внимания и духовному воспитанию детей. Самым любимым их праздником стали семейные походы в театр, особенно в ленинградский ТЮЗ.
Тараторкин никогда не мечтал об актерской профессии. В юности он хотел стать учителем, но судьба рассудила иначе. Как-то в одном из интервью Тараторкин сказал: «Что такое судьба? Не нечто абстрактное, а люди, в тебя поверившие». Именно люди, а точнее один человек, разглядевший разглядел в долговязом застенчивом 18-летнем юноше будущего актера.
После школы Тараторкин решил устроиться на работу, чтобы помочь матери и заработать хоть какие-то деньги. И он пошел в любимый с детства театр – ленинградский ТЮЗ – с надеждой стать учеником художника, но что-то не сложилось и Георгий начал работать простым осветителем.
Там юношу и заметил художественный руководитель театра и студии Зиновий Яковлевич Корогодский. Тараторкину предложили держать экзамены в студию, и он был принят, выдержав фантастический конкурс - сто человек на место.
О своем первом учителе Тараторкин до сих пор вспоминает с теплотой. «Этому человеку я обязан всем, - сказал он несколько лет назад в интервью газете «Труд». - Благодаря Зиновию Яковлевичу я многое понял и в жизни. Понял, что хорошим актером никогда не станешь, если у тебя нет силы воли, характера, терпения».
Актер «театра Достоевского»
Окончив учебу, Тараторкин играл в ленинградском ТЮЗе. На его счету были Гамлет и Борис Годунов, Петр Шмидт и Подхалюзин – репертуар, о котором мог бы мечтать любой актер.
Именно роль лейтенанта Петра Петровича Шмидта в спектакле «После казни прошу...» и привлекла внимание ассистентов режиссера Льва Кулиджанова, которому Тараторкин понравился настолько, что он решил пригласить совсем молодого неизвестного актера, вчерашнего студийца на роль Раскольникова в своей экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» на долгие годы стал визитной карточкой актера, хотя дебютировал он в кино чуть раньше в фильме «Софья Перовская», он сыграл Гриневицкого, бомбиста, который взрывал Александра Второго.
То, что 23-летний актер сыграл Раскольникова сложно и тонко, не было случайностью. Совпали не только внешние черты актера и героя: какая-то особая, присущая страдающим людям аскетичность и нервность. Во внутреннем мире Раскольникова многое было близко Тараторкину – и мучительная совестливость, и смертельная боль от чужих страданий, яростная гордость и честолюбие.
За роль Родиона Раскольникова Тараторкин получил государственную премию. И это в 25 лет! Слава, признание и любовь зрителя. Но это почти не интересовало молодую звезду.
Творчество Достоевского сыграло в жизни и судьбе актера Тараторкина уникальную роль, отмечает телеканал «Культура». Недаром отечественная критика пришла к единодушному мнению, что лучшего актера для "театра Достоевского" трудно представить.
Еще один герой Достоевского, ставший одной из лучших, знаковых ролей Тараторкина – Иван Карамазов. «Федор Михайлович Достоевский приоткрыл мне завесу над тайной бытия, погрузил в бездну человеческих страстей, поднял на духовную высоту, приблизив к Богу, - рассказал актер об этой своей роли газете «Труд». - Многие зрители думают, что Иван - зрелый человек, на самом деле ему всего 24 года. Для меня это тоже было открытием, поскольку я только в 40 лет стал задумываться о том, о чем размышляет молодой Иван Карамазов».
Профессия - актер
В 1974 году, получив приглашение от художественного руководителя театра имени Моссовета, Тараторкин переезжает в Москву. Где еще раз играет Раскольникова, теперь уже на театральных подмостках, в спектакле «Петербургские сновидения».
В интервью «Комсомолке» актер сказал о своей «любимой» роли так: « Раскольников стал мне по-родственному дорог. В отличие от процентщицы Алены Ивановны встречу с Раскольниковым я воспринимаю как подарок судьбы».
С 1974 года Тараторкин сыграл множество ролей на сцене театра им. Моссовета: Раскольников в «Петербургских сновидениях», Иван в «Братьях Карамазовых», Александр Блок в «Версии», Жюльен Палюш в "Не будите мадам» и многих других.
Он снялся в более чем 30 фильмах. Среди них: «Преступление и наказание», «Дела сердечные», «Победитель», «Отклонение - ноль», «Нам не дано предугадать», «Маленькие трагедии», «Чисто английское убийство», «Богач, бедняк», «Открытая книга» и другие. Но отказывался от киноролей Тараторкин, пожалуй, больше, чем снимался.
Георгий Тараторкин не любит опускать планку своих достижений. Он считает, что сейчас не помешало бы создать некий кодекс чести актеров, который позволил бы им не опускаться ниже определенного культурного уровня в своей работе.
И хотя понимание профессиональной чести, по его словам, дело интимное, объединяться все-таки стоит. «Когда понятие чести ослабевает, то тогда возникает нынешний, лишенных этих параметров, безбрежный зрелищный рынок, в котором от имени театра подчас позволяют себе выступать, Бог знает кто», — сказал он в интервью радиостанции «Эхо Москвы».
Тараторкин не любит слово «роль». «Что такое роль? Если она хороша,— значит это человеческая судьба, жизнь, – говорит он. - Меня очень греет понятие судьба. Потому что пути моего сближения с образом не умозрительны, между мной и моим героем существует кровное родство. Ведь, действительно, кровь-то моя, нервы-то мои, сердце-то мое».
«Каждая новая роль для меня - это езда в неведомое, - сказал он когда-то газете «Труд». Поэтому если Бог даст мне силы, то я постараюсь не разочаровывать своих зрителей и говорить им со сцены правду, потому что самый большой грех - это обманывать людей».
Муж, отец и дед
Георгий Тараторкин долгие годы счастливо женат на актрисе Екатерине Марковой (Галя Четвертак в фильме «А зори здесь тихие...»), с которой он, кстати, познакомился на съемках «Преступления и наказания». У звездной четы двое детей: сын Филипп и дочь Анна. А еще есть два внука. По словам дедушки Георгия, «два классных мужика».
|
|
|