|
|
Гид по 3-й Московской биеннале современного искусства
Московская биеннале набирает обороты - за предыдущую неделю на ней открылась почти сотня проектов. Чтобы не заблудиться в насыщенном событиями и выставками пространстве, выбирает основные события арт-форума.
Против исключений
Основной проект биеннале - "Против исключений" в "Гараже" - абсолютно универсален: он подойдет и тем, кто любит многосложные философские трактовки, и тем, кому нужно, чтобы было красиво. Придумал его куратор Национальных музеев Франции Жан-Юбер Мартен, известный в России как один из авторов знаменитой выставки 80-х годов "Париж-Москва" (Центр Помпиду) и "Москва-Париж" ( ГМИИ им. Пушкина).
Мартен пригласил порядка 80 художников с пяти континентов, и в экспозиции высокотехнологичные проекты вроде "Водопада информации" Юлиуса Поппа мирно уживаются с традиционными афганскими коврами.
Основная идея Мартена - показать многообразие существующих в художественных практик и разнообразие мира глазами художников. Наряду с такими известными персонами, как живущий в Великобритании индиец Аниш Капур, бельгийский татуировщик Вим Дельвуа и автор скандальных инсталляций, югославка Марина Абрамович, куратор выставил известных только на локальных арт-рынках художников-аборигенов из Австралии и других экзотических мест.
Отдельный аттракцион для посетителей - наблюдение за животными и птицами, которые принимают участие в некоторых проектах. Например, для звуковой инсталляции "Отсюда до уха" Селест Бурсье-Мужено завез в "Гараж" маленьких птичек-амадин, а Кун Ванмехелен для своего"Космополитического куриного проекта" - настоящих кур и петухов.
Среди российских участников - Александр Бродский, Юрий Альберт, Валерий Кошляков, Хаим Сокол, дуэт "Синие носы" и другие художники.
Пространство литургии и русское бедное
Олег Кулик вот уже в третий раз совершает "пространственную литургию". На сей раз она называется "Москва.ЦУМ", считается специальным проектом биеннале и представляет собой авторский взгляд на историю российского перформанса. Во время подготовки проекта художественные акции последних сорока лет были реконструированы, отсняты и переведены в формат "театра теней".
В итоге волей куратора герои перформансов обратились в "призраков", населяющих зеркальный лабиринт, выстроенный на 4 тысячах квадратных метров экспозиционной площади. Оказавшись в лабиринте, зритель должен испытывать самые разные эмоции. Главное, уверен Кулик, что выставка никого не оставит равнодушным.
Второй спецпроект биеннале - "Русское бедное" - был придуман (редкий случай) не для Москвы, а для Пермского музея современного искусства. Теперь он с размахом будет показан на фабрике "Красный октябрь".
Куратор Марат Гельман, вдохновившись деревянными скульптурами из Пермского художественного музея, решил объединить произведения российских актуальных художников из простых, нарочито "бедных" материалов. Среди участников проекта - Валерий Кошляков, Александр Бродский, Николай Полисский, Анатолий Осмоловский, Юрий Альберт, группа АЕС.
Специальный гость - Люк Тюйманс
Один из главных живописцев современности, бельгиец Люк Тюйманс, привез в Москву последнюю часть своего антиутопического проекта "Наперекор дню". Первые две были посвящены ордену иезуитов и Диснейленду как воплощению концепции идеального города.
Тюйманс не просто знаковый живописец и последователь фигуративного стиля, но один из самых актуальных художников нашего времени. Его серии, посвященные холокосту, педофилии, выборам в Конго всегда становились предметом горячих обсуждений в мировой прессе. Теперь он решил окончательно похоронить утопию. На фабрике "Красный Октябрь" Тюйманс показывает полотна, объединенные идеей Большого Брата, который все время за тобой смотрит. Все картины он рисовал, глядя в Интернет и на передовицы газет.
Винзавод - больше и выше всех
"Виназвод" решил в рамках биеннале размахнуться и затмить всех сразу своими масштабными проектами, один из которых - "Город рабов" Мастерской ван Лисхаута. Как рассказывает сам автор, он создал компактный город для максимально удобного существования новых рабов.
Если Тюйманс утверждает, что утопия умерла, то Лисхаут отвечает ему новой утопией для современных офисных сотрудников, где компактность и умеренность упакованы в хороший современный дизайн. Правда, жители этого абсолютно самодостаточного города (все отходы перерабатываются до бесконечности, а пришедшие в негодность работники идут в пищу) выглядят отталкивающе и напоминают узников концлагеря.
Проект российского архитектора Александра Бродского "Ночь перед наступлением" в подвале корпуса № 6 ничуть не уступает голландскому по масштабам. Сам автор утверждает, что это самая масштабная из всех его конструкций.
Валерий Кошляков покажет в галерее Гельмана свои картонные объекты, а в Зеленом ангаре Александр Пономарев, известный по подводной лодке, всплывающей в самых неожиданных местах - в том числе, на Венецианской биеннале, - соорудит некий полисистемный объект "из обломков империи". Известно, что управление объектом будут осуществлять 15 человек, которые, видимо, потом сразу попадут в объекты "города рабов".
Плюс ко всему, все галереи "Винзавода" присоседились к биеннале и показывают своих художников.
Сверхновая вещественность
Чем дальше, тем становится яснее: Московская биеннале должна сразить всю Россию если не уровнем проектов, то как минимум масштабом.
Приставка "сверх" в проекте молодого куратора Андрея Паршикова, занявшего четыре этажа Московского музея современного искусства, имеет отношение к новому среднему классу, о котором рассуждают около 13 художников. Алина Гуткина сделала проект о девелоперах, которые уничтожают старые города, не только разбирая исторические памятники, но и стирая проявления уличной культуры, например, граффити. Яша Каждан показал фильм о том, как зазомбированный телевизором герой становится жертвой паранойи, от которой ему помогает избавиться крем для обуви Happy end. Дмитрий Булныгин демонстрирует во всей красе эстетику визуального трэша, связанного в том числе и с любимым времяпровождением офисного планктона - просмотром видео в Интернете. Впрочем, особо внимательные наблюдатели могли уже видеть эти проекты в галерее фонда "Современный город".
Не игрушки в ГТГ
Показать связь работающих ныне художников с авангардистами начала ХХ века - такую задачу поставили организаторы выставки в Третьяковской галерее, выбрав для этого самый простой и общепонятный исходный материал - детские игрушки.
Оказавшись в руках художников, они из бытовых предметов превратились в объекты, коллажи, ассамбляжи и инсталляции.
При этом результат почти всегда вызывает улыбку - как не порадоваться, например, за шкодливых жирафов Ростана Тавасиева, которые захватили музей и ведут себя в нем самым непотребным образом: качаются на картинах и разъезжают на пианино. В экспозиции представлены 70 проектов российских художников, созданные за последние 80 лет.
Кроме того, в Третьяковской галерее на Крымском валу на экспериментальной площадке можно увидеть картонный Мавзолей, на стенах которого Юрий Аввакумов развесил проекты "Бумажной архитектуры" - здания, придуманные в 1980-х-1990х, воплощенные на бумаге, получившие престижные международные награды, но так и не построенные. Некоторые эксперты считают, что бумажная архитектура - явление не менее значимое, чем конструктивизм 1920-х и неоклассицизм 1930-х.
Ретро-трэш и красота
В Центральном выставочном зале "Манеж" выставки двух великих наших современников - фотографа Бориса Михайлова и художника, музыканта Владимира Тарасова.
Михайлов давно перебрался в Берлин, но не изменил своему фирменному стилю, который можно обозначить одним словом - саспенс. Постоянное напряжение в его работах создано за счет антуража - это фотосерии, героями которых становятся нищие, бомжи, просто странные люди. Михайлов снимает их в квартирах со старой мебелью, на улице, посреди грязи и луж. Каждый снимок продуман до мелочей, и от сочетания идеального постановочного кадра и режущего глаз уродства возникает напряжение, нарастающее с каждым снимком.
В финале экспозиции, в качестве полемической коды, Владимир Тарасов показывает три инсталляции, объединенные одной темой - темой звука. В первом случае это мелодия камня, во втором - народная песня, в третьем - джаз 60-х годов. Как это показано - пусть останется загадкой до того момента, когда вы дойдете до этих удивительных по красоте инсталляций.
Реальное искусство
Проект, который может стать неожиданным открытием биеннале - выставка REALLY? в еще не достроенном центре дизайна Artplay на Яузской набережной. Несмотря на то, что у выставки есть куратор - Александр Соколов, - экспозицию ни в коем случае не надо воспринимать как цельную. Стоит просто рассмотреть каждый объект в отдельности. Среди авторов - лауреат премии Кандинского Анатолий Осмоловский, автор спецпроекта в ЦУМе Олег Кулик, участвовшая в этом году в Венецианской биеннале Ирина Корина, а также Сергей Огурцов, Кирилл Маркушин, Виктор Алимпиев и многие другие. Все эти художники представили скульптуры, видео и картины в неоформленном заводском ангаре, который создал обаятельный антураж стихийных и полулегальных выставок 80-90-ых годов, когда художники занимались практически самозахватом заброшенных помещений и показывали то, что действительно, хотели, а не то, что придумал за них куратор или спонсор.
Ярмарка "Универсам"
И еще один проект, ставший приятным открытием биеннале - организованная художниками ярмарка по продаже современного искусства "Универсам". Как рассказывали сами авторы проекта, им захотелось создать альтернативный вариант "АРТ-Москвы" - ежегодной ярмарки современного искусства в ЦДХ, и заодно организовать подобие ярмарки "Supermarket" в Швеции. Теперь на трех этажах здания "Известий", в боксах, построенных из картонных коробок, художники и примкнувшие к ним галеристы с "АРТ-Москвы" (к примеру, Paperworks) показывают искусство, которое тут же можно по скромной цене купить. Получилось весело и неожиданно: пробираясь сквозь узкие ряды, можно найти работы известных и не очень художников, среди которых - Кирилл Асс, Валерий Чтак, Лиза Преображенская, Яков Каждан, Ксения Перетрухина, Наташа Стручкова , Максим Илюхин, группа Escape и многих других. И не думайте, что вы там найдете дизайн или вещи: даже если что-то будет похоже на вещи, знайте - все это современное искусство.
|
|
|