|
|
Впервые на арене, или Как становятся циркачами
Ровно 90 лет назад - 26 августа 1919 года - был подписан указ о создании государственных цирков в РСФСР. Советское время ушло, а цирки в России - остались, и сегодня они празднуют свой "официальный" юбилей.
90 лет на арене
Конечно, цирк в России появился гораздо раньше - когда на ярмарках стали выступать первые скоморохи, веселившие и удивлявшие народ простейшими фокусами и демонстрировавшие дрессированным животных. Поэтому назвать сегодняшний день днем рождения цирка можно лишь условно.
"26 августа 1919 года - это момент, когда цирк был признан советским государством", - уточняет в интервью директор Большого Московского цирка на Воробьевых горах Леонид Костюк.
Российский цирк известен во всем мире, завоевывает различные награды на международных фестивалях и конкурсах. Но есть у него и свои проблемы. Так, одна из них - подготовка новых кадров: в стране осталось только два цирковых училища - в Москве и в Казани, и те, по словам Костюка, "больше заняты подготовкой исполнителей для эстрады".
Родиться или стать
Между тем для того, чтобы стать артистом цирка, человек должен обладать огромной работоспособностью, ведь жизнь артиста - это ежедневные тренировки из года в год. Циркач должен быть настоящим фанатом своего дела, без искренней любви к этой профессии в цирке делать нечего.
Обычно к профессии циркового артиста готовятся с раннего детства. Многие цирковые специальности требуют особой подготовки: невозможно пойти после школы пойти "в гимнасты", никогда прежде не занимаясь спортом. В цирке все как в спорте: упустив момент, можно навсегда распрощаться с мечтой. Чем раньше будущий артист начнет тренироваться, развивать ловкость и выносливость, тем больших успехов он потом добьется.
Впрочем, в цирке можно выступать в самых разнообразных жанрах: на выбор - акробатика, атлетика, гимнастика, дрессировка, клоунада, эквилибристика, жонглирование и др. Поэтому попасть на арену - при желании - можно и в зрелом возрасте, но все же, как считают братья Запашные, цирк - это в большей степени искусство молодых.
"Ни один здравомыслящий циркач не станет парить под куполом цирка или исполнять сложнейшие акробатические этюды после выхода на пенсию. Иными словами, с арены нужно уйти вовремя, оставив после себя достойную молодую смену", - сказал Аскольд Запашный в интервью "Московскому комсомольцу".
Кроме того, для циркача очень важны здоровье и конституция: склонность к полноте - повод для "дисквалификации". Также для будущего циркового артиста необходимы пластика, гибкость, музыкальный слух и способность к импровизации, отмечает в интервью ИА "Репортер" главный педагог школы по подготовке цирковых номеров при Одесском государственном цирке Владимир Свириденко.
Однако в цирке есть примеры того, когда артист выходил на арену не благодаря, а скорее вопреки физическим возможностям. Как, например, Лев Осинский, который стал акробатом незадолго до Великой Отечественной войны.
Ему посчастливилось попасть в цирковой номер "Лесная идиллия" к известному режиссеру-педагогу Владимиру Волжанскому. Война оборвала карьеру Осинского - с фронта он вернулся без руки. Но любовь к цирку и упрямство сделали свое дело: в 1950 году он снова вышел на манеж в номере-соло "Эквилибр на одной руке", с которым стал лауреатом Международного фестиваля циркового искусства в Варшаве.
Номер исполнялся на небольшой вращающейся площадке высотой 1,8 метра и на выдвигающемся стержне высотой 2,5 метра. Зрители и не подозревали, что у артиста нет левой руки. Когда об этом узнали западные журналисты, они были очень удивлены: "Мистер Осинский, что вы делаете? Вам надо выступать без рубашки, чтобы зрители видели, что вы без одной руки. Это такая реклама!" Осинский отказался: он считал, что зритель должен оценивать только работу артиста на арене.
Кстати, именно биография Осинского легла в основу повести Александра Аронова "Пассажир без билета" и снятого по ее мотивам фильма "Эквилибрист".
Уникальна и история воздушного гимнаста Валентина Дикуля, который после перелома позвоночника сделал то, что казалось невозможным, - стал силовым жонглером. Человек, которому пришлось заново учиться ходить, придумал множество уникальных трюков: удерживание двухтонной машины, жонглирование гирями в 80 кг, ловля на основание шеи 45-килограммовых шаров. И сейчас система тренировок, разработанная Дикулем, дает возможность и другим людям повторить его подвиг.
Цирк да и только
Очень часто цирковыми артистами становятся дети циркачей, которые с ранних лет буквально живут на манеже, проникаясь духом цирка, и которые с детства привыкают к большим нагрузкам, постоянным тренировкам, гастролям и кочевой жизни циркача.
Практически в каждом цирковом жанре есть свои династии, которые завоевали всемирную славу. Например, Дуровы - одна из самых известных в России династий дрессировщиков. Эта семья прославилась еще в XVIII веке благодаря кавалерист-девице Надежде Дуровой, которая послужила прообразом Шурочки из "Гусарской баллады".
Основателями династии считаются братья Анатолий (1865-1916) и Владимир (1863-1934) Дуровы. Анатолий больше увлекался клоунадой: животные играли вспомогательную роль в его выступлениях. А Владимир сосредоточился именно на дрессировке.
В 1910 году Владимир Дуров купил усадьбу в Москве на улице Божедомка, в которой устроил зоологический музей и зоопсихологическую лабораторию. В 1912-м он открыл здесь театр "Крошка", предшественника знаменитого "Уголка Дурова". В Театре зверей дедушки Дурова по-прежнему проходят представления с участием животных.
Знаменитая цирковая династия Запашных занимается дрессировкой, укрощением, акробатикой, гимнастикой. Она была основана в XIX веке клоуном Карлом Томсоном, который выступал под псевдонимом Мильтон. Дочь Томсона Лидия продолжила дело отца: уже в 15 лет она стала цирковой наездницей. Новую фамилию династии дал муж Лидии, Михаил Запашный, работавший в жанре силовой акробатики.
Михаил Запашный не хотел, чтобы его дети стали артистами цирка, поэтому он никогда не брал их на выступления. Но Вальтер, Мстислав и Игорь Запашные все равно стали выступать на манеже. Они работали в разных жанрах - акробатике, клоунаде, джигитовке, дрессировке и укрощении хищников. Вальтер и Мстислав сосредоточились на дрессуре, которую считали высоким цирковым искусством.
Сыновья Вальтера Запашного Эдгард и Аскольд стали дрессировщиками тигров. Они также работают и с другими животными - обезьянами, лошадьми. Династию продолжил также сын Мстислава Запашного - тоже Мстислав.
Кио - самая знаменитая в России династия иллюзионистов. Ее основал Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894-1965). Собственная фамилия казалась ему неподходящей для цирка, поэтому он взял псевдоним Кио. Он отказался от восточной атрибутики и ореола таинственности, который раньше окутывал профессия иллюзиониста, и неизменно выступает в элегантном фраке.
В 1960 году Эмиль Теодорович Кио в Англии был признан лучшим фокусником мира. В 1961 году он получил золотую медаль Международной артистической ложи.
Продолжателями династии стали сыновья великого артиста - Эмиль и Игорь. Игорь Кио, второй муж дочери генсека Галины Брежневой, получил Международную премию "Оскар" как лучший артист.
|
|
|