|
|
Писатель Владимир Шаров подвергает свои книги самоцензуре
Финалист третьего сезона литературной премии "Большая книга" писатель Владимир Шаров признался, что всегда задумывается над тем, что пишет в книгах, чтобы не обидеть близких ему людей.
"Сейчас люди, которых я знаю 30-40 лет, очень сильно разошлись в разные стороны. Поскольку это близкие мне люди, любимые мной люди, то я стараюсь их не обидеть. Думаю, что в том или ином виде это попадает в книги, которые я пишу. Во всяком случае, мне приходится - я не говорю о цензуре - иногда думать, чтобы никого не обидеть", - сказал Шаров в пятницу в ходе онлайн-конференции, организованной.
В финал "Большой книги-2008" вышел роман Шарова "Будьте как дети". Призыв в названии книги - это цитата из Евангелия, и сам писатель в своем произведение пытается постичь историческую судьбу России через призму религии и веры.
Шаров признался, что сам бы с радостью принял этот призыв.
"Я бы принял это с нежностью и радостью, потому что это возможность писать дальше и верить в мир. Отчасти так же свежо, как вообще мы видели свою жизнь, когда только начинали жить, когда еще ничего не стерто, когда все внове", - сказал он.
Над книгой Шаров работал почти семь лет - больше, чем над другими произведениями. "Сродниться с героями, как и любой литератор, я, конечно, успел, все они - часть тебя, и ты - часть их", - сказал он.
Продолжая тему героев, писатель признался, что в его творчестве нет абсолютного добра, на каждом персонаже лежит "тяжесть первородного греха", но каждый из них близок ему.
"Я всех своих героев и персонажей, безусловно, люблю потому, что писать о ком бы то ни было, не любя, я не умею. Мне становится скучно. А тогда это и написано скучно. Все, о ком я пишу, мне до крайности интересны, и это основной, можно сказать, двигатель моей работы", - сказал Шаров.
Писатель Рустам Рахматуллин не разделяет работу и любовь к Москве
Писатель Рустам Рахматуллин, чья рукопись "Две Москвы, или Метафизика столицы" прошла в финал третьего сезона национальной литературной премии "Большая книга", признался, что его работа и любовь к Москве и краеведению нераздельны.
"Все мои работы связаны с краеведением и Москвой - газетная, журнальная, лекционная, экскурсионная и книжная. Так что невозможно сказать, работа это или хобби, - это некое счастливое состояние, которое, к сожалению, дается не всем. Девизом здесь могло бы быть "Ни шагу в сторону от собственной идентичности", - признался писатель в пятницу в ходе онлайн-конференции, организованной.
"Две Москвы, или Метафизика столицы" - это сборник этюдов о сосуществовании древней и современной архитектуры столицы. В своей работе Рахматуллин выстраивает религиозно-мистическую географию Москвы, позволяющую увидеть смешение культур и мистицизм столичной архитектуры.
Рахматуллину принадлежит и неологизм "краевидение".
"Когда я придумывал слово "краевидение", я искал название для того, что в итоге назвал "метафизическим краеведением". Термин "краевидение" занятен, но неудачен. Он противопоставляет видение ведению, что в принципе неверно. Без ведения города невозможно увидеть его. Так что я краевед, и краевидец", - сказал он.
Писатель рассказал, что его любовь к Москве и краеведению началась еще в детстве, когда мама подарила ему энциклопедию Москва. "Я люблю гулять по Москве не меньше, чем прежде, и именно самостоятельно. Когда-то это означало "без родителей" - в первый раз я вышел в город в восьмом классе и с тех пор 28 лет шагаю и не теряю интереса к этому занятию. Выход книги не остудил любовь к Москве", - сказал писатель.
Именно поэтому, по признанию Рахматуллина, современную ситуацию с застройками в столице он воспринимает очень болезненно.
"В своей газетной работе я стараюсь противостоять разрушению Москвы, и надо сказать, что всем вместе удается кое-что сделать. Года два назад мы почти остановили снос статусных памятников, и теперь речь идет о том, чтобы защитить историческую застройку!" - рассказал он.
|
|
|