|
|
Лондонцы увидят фильмы "Стенька Разин" и "Аэлита"
Уникальный мини-фестиваль российских и советских архивных фильмов начала ХХ века стартует в воскресенье в Лондоне, говорится в сообщении организатора мероприятия - российско-британской культурной организации Academia Rossica.
"В ознаменование столетия российского кино, Academia Rossica представляет сезон дореволюционного и раннего советского кино, охватывающего период с 1908 по 1925 год", - отмечается в пресс-релизе.
Кинопоказы будут проходить в феврале по воскресеньям в известном своими артхаусными проектами кинотеатре Curzon Mayfair в центре британской столицы. Фильмы для проекта были отобраны ведущими историками кино из архивов Госфильмофонда РФ.
В это воскресенье, зрители смогут увидеть творение известного мастера киномелодрамы Евгения Бауэра "После смерти" (1915), а также два фильма, которые будут показаны в Великобритании впервые.
Это созданный в 1908 году "Стенька Разин" - первый в истории постановочный фильм в России, и "Барышня и хулиган", снятый в 1918 году Владимиром Маяковским по его собственному сценарию. Известный поэт сам сыграл и главную роль в 35-минутной ленте.
10 февраля публике будут представлены работы двух известных советских режиссеров - "Шахматная лихорадка" (1925) Всеволода Пудовкина и "Стачка" (1924) Сергея Эйзенштейна.
24 февраля зрители увидят один из самых ранних российских экспериментов в области анимации - "Месть оператора" (1912) о "любовном треугольнике", где люди представлены в виде насекомых, и первый советский научно-фантастический фильм - "Аэлита" (1924) Якова Протазанова по книге Алексея Толстого."
По словам организаторов, программа составлена так, чтобы показать "богатейшее разнообразие раннего российского кинематографа".
"У нас также будет уникальное музыкальное сопровождение всех фильмов, которые были сняты без звука. Мы пригласили музыкантов, которые будут вживую играть на самых необычных музыкальных инструментах", - рассказала директор Academia Rossica Светлана Аджубей.
Среди инструментов, которые будет использоваться для "озвучивания" фильмов - не только привычные фортепиано, саксофон или флейта, но и такие малоизвестные, как скрипка Строха, музыкальная пила или терменвокс.
Терменвокс был создан в 1919 году русским изобретателем Львом Терменом, в честь которого и получил свое название. Инструмент уникален тем, что на нем играют, не дотрагиваясь до его корпуса. Звук рождается из-за изменения расстояния от рук музыканта до антенн терменвокса.
Организаторы фестиваля считают, что этот инструмент как нельзя лучше подойдет для звукового сопровождения фильма "Аэлита", тем более что играть на нем будет внучатая племянница изобретателя Лидия Кавина.
Ее уже не раз приглашали для создания саундтреков западных фильмов, а также для участия в постановке балета "Русалочка" в Копенгагене.
В Лондоне стартовал сезон российских и советских архивных фильмов
Сезон российских и советских архивных фильмов начала ХХ века стартовал в воскресенье в Лондоне.
Сезон, который продлится в течение февраля, устроен российско-британской культурной организацией Academia Rossica и приурочен к столетию отечественного художественного кино.
Состоявшийся в воскресенье первый из трех показов продемонстрировал неподдельный интерес лондонских зрителей к истории российского кино. Практически все места в кинозале во время сеанса были заполнены, а после сеанса люди на разных языках делились впечатлениями от просмотра.
Открылся мини-фестиваль самой первой российской постановочной лентой - снятым в 1908 году коротким фильмом "Стенька Разин". Сейчас он вызывает у многих зрителей улыбку, но в свое время этот 10-минутный черно-белый фильм стал стартовой точкой для бурного развития нового вида искусства в России.
По данным организаторов сезона архивных фильмов, "Стенька Разин" впервые был показан в Великобритании. Премьерой стал и второй фильм воскресного сеанса - "Барышня и хулиган", снятый в 1918 году Владимиром Маяковским по его собственному сценарию. Известный поэт сам сыграл и главную роль в 35-минутной ленте о любви молодого повесы к приехавшей преподавать в местной школе учительнице.
"Маяковский был в свое время очень увлечен кинематографом, - рассказал перед началом кинопоказа известный британский исследователь российского кино Иан Кристи. - Он написал несколько сценариев, но многие из них были отвергнуты и впоследствии были переделаны в пьесы. Для театра это, возможно, была находка, а вот для кино - потеря".
Кристи также напомнил, что всего с участием Маяковского было снято три фильма, но до наших дней дожил лишь один - "Барышня и хулиган", другие два полностью или частично утрачены.
Завершился первый день показов 46-минутной лентой режиссера Евгения Бауэра "После смерти" (1915) о трагической любви молодого ученого и юной актрисы.
"Бауэр был великим экспериментатором, он продвинул русское кино до необычайных высот, используя новые для своего времени эффекты, свет, монтаж. Не скончайся он в 1917 году, кто знает, чего еще он смог бы достичь", - рассказал Иан Кристи.
"Изюминкой" фестиваля стало уникальное музыкальное сопровождение всех фильмов, которые были сняты без звука. Организаторы пригласили музыкантов, которые вживую играют на самых необычных музыкальных инструментах, создавая дополнительную выразительность экранным образам.
Благодаря известным в британских музыкальных кругах исполнителям-экспериментаторам Александру Колковскому и Владимиру Миллеру, зрители в воскресенье услышали не только знакомое уху каждого фортепиано, но и такие необычные инструменты, как скрипка Строха и музыкальная пила.
Впереди у лондонцев еще две возможности познакомиться с ранними образцами отечественного кинематографа.
10 февраля публике будут представлены работы двух известных советских режиссеров - "Шахматная лихорадка" (1925) Всеволода Пудовкина и "Стачка" (1924) Сергея Эйзенштейна.
24 февраля зрители увидят один из самых ранних российских экспериментов в области анимации - "Месть оператора" (1912) о "любовном треугольнике", где люди представлены в виде насекомых, и первый советский научно-фантастический фильм - "Аэлита" (1924) Якова Протазанова по книге Алексея Толстого.
Все показы проходят в известном своими артхаусными проектами кинотеатре Curzon Mayfair в центре британской столицы.
|
|
|