Татьяна Пельтцер - самая советская бабушка, у которой не было внуков

ФЁДОР СОЛОГУБ
 

    english

deutsch   

О Сологубе
Библиография
Галерея
Cсылки
Разное
Гостевая книга



Татьяна Пельтцер - самая советская бабушка, у которой не было внуков

Зритель не помнит Татьяну Пельтцер молодой. К тому моменту, как к актрисе пришла широкая известность, ей исполнилось 49 лет. Такой зритель ее и полюбил - в образе пожилых мама, бабушек, тетушек, соседок, учительниц и уборщиц. Сегодня со дня рождения известной советской актрисы исполняется 105 лет.  

Начала с ролей мальчиков и девочек

Татьяна Ивановна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве. Мать - еврейка, дочь главного раввина из Киева. Отец - именитый актер и режиссер Иван Романович Пельтцер (настоящее имя - Иоганн Робертович Пельтцер). Его предки переселились из Германии в Россию еще во времена Ивана Грозного, сообщает "Правда.Ру".

Отец - Заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии - стал для дочери первым и единственным учителем актерского мастерства. Он был не только прекрасным актером, но и отличным педагогом, до революции у него даже была маленькая театральная школа.

"Университетами" Татьяны Пельтцер были театральные подмостки. Впервые на сцену она вышла, когда ей не было и десяти лет.

"Насколько я помню, в первый раз вышла я на сцену в спектакле "Камо грядеши",- приводит слова актрисы из интервью "Советскому экрану" в 1974 году сайт kino-teatr.ru,- был сезон 1913 года, играли мы в труппе Николая Николаевича Синельникова в Екатеринославле. Мне было девять лет, и я играла Авгия - брата главной героини Сенкевича Литии, роль которой исполняла Шатрова, замечательная актриса. Помню настроение праздничности, охватившее меня".

За ролью Авдия последовала работа в постановке "Дворянское гнездо", за которую актриса впервые получила гонорар. В 11 лет Пельтцер блистала в роли Сережи в "Анне Карениной" и продолжала играть детей, став у Синельникова "актрисой по найму".

Развод и девичья фамилия

По-настоящему ее карьера началась в 1920 году, когда родители в первый раз отпустили дочь одну в Ейск, в театр военно-морского ведомства. Не имея высшего образования, она переходила из одного театра в другой, меняя столицу на провинцию и обратно.

В середине 20-х годов в Москве она познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим учиться в Школу Коминтерна. В 1927-м она вышла за него замуж, а в 1930-м супруги переехали в Германию, сообщает сайт rusactors.ru. Фрау Тейблер вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. Потом известный режиссер Эрвин Пискатор предложил ей роль в спектакле "Инга" по пьесе советского драматурга Глебова.

Как писал Марк Захаров в статье "Известиям", Пельтцер рассказывала ему, что в Германии она даже слушала выступление Гитлера в пивной. Но он ей не понравился - "прежде всего как мужчина".

В 1931 году - спустя год после переезда в Германию и четыре года после замужества - фрау Тейблер развелась с мужем, переехала в Советский Союз и вернула свою девичью фамилию. Больше замужем она никогда не была.

Татьяна Пельтцер устроилась работать в театр МГСПС (сейчас театр им. Моссовета). Из-за отсутствия театрального образования ее зачислили во вспомогательный состав, а в 1934 году ее уволили "за профнепригодность".

30-летняя Татьяна Пельтцер устроилась машинисткой на завод АМО (позже завод им. Лихачева), на котором ее брат был главным конструктором. Когда в 1936-м он оставил пост "по причине выезда из Москвы", вместе с братом с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр им. Волкова.

"Мать русского солдата" или "колхозная мамаша"

Но через два года актриса снова вернулась в Москву, проработала два года в том же театре МГСПС, а в 1940 году перешла в Театр Миниатюр и "осела" в нем на семь лет. Именно там она проявила себя как "бытовая", острохарактерная актриса, играя банщиц, молочниц, управдомш, нянек. Эти героинь актриса искренне любила за "крепкие руки и доброе сердце".

У нее появились первые поклонники, ее заметили и стали приглашать в кино на эпизодические роли.

В кино Татьяна Пельтцер дебютировала в 1943 году в комедии "Свадьба", где главные роли исполнили Эраст Гарин и Фаина Раневская. Потом актриса появилась в драме "Она защищает Родину". Первую большую роль - Плаксину в мелодраме "Простые люди" - Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Правда, этот фильм 11 лет пролежал "на полке".

В 1947 году Татьяна Пельтцер перешла в Московский театр сатиры, в котором она играла много и долго. Здесь она получила роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле "Свадьба с приданым", который в 1953 году сняли на пленку и выпустили на экраны кинотеатров. Так к актрисе пришла всесоюзная известность, Пельтцер было 49 лет.

Еще больший успех актрисе принесли роли в комедиях "Максим Перепелица"(1955) и "Солдат Иван Бровкин" (1955), после которого ей присвоили звание заслуженной артистки. Тогда актрису окрестили "матерью русского солдата", а сама она говорила: "За мной утвердилось амплуа "колхозной мамаши", пишут "Аргументы и факты". В фильме "Иван Бровкин на целине" роль Евдокии писали уже специально под нее.

"Вечная пионерка" и "счастливая старуха"

Затем Татьяна Пельтцер много снималась, фильмов с ее участием - около ста. Среди множества ее ролей почти не было главных, но даже эпизоды надолго запомнились зрителям. Она снималась у таких режиссеров, как Иосиф Хейфиц, Александр Роу, Илья Фрэз, Надежда Кошеверова, Светлана Дружинина, Марк Захаров, Михаил Юзовский.

В середине 60-х в Театр сатиры пришел молодой, неизвестный режиссер Марк Захаров. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля "Доходное место", в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: "Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…"


Но спектакль у Захарова получился, и Пельтцер изменила мнение о молодом режиссере. До ухода режиссера в Ленком, в Театре сатиры он поставил пять спектаклей - и все с Пельтцер в главной роли.

Вообще, 60-70-е годы были для актрисы невероятно успешными. В 1972 году она стала народной артисткой СССР - первой за 48 лет существования Театра сатиры. В те годы она часто повторяла фразу "Я - счастливая старуха!".

Но в 1977 году - в 73 года! - после 30 лет работы Пельтц со скандалом покинула Театр и ушла в Ленком к Марку Захарову. Молодежный театр предлагал ей небольшие "возрастные" роли, но она не затерялась в эпизодах. Несмотря на то что в ее последней роли практически не было слов, каждое ее появление на сцене сопровождалось овациями.

Кстати, когда Марк Захаров пригласил в свой театр известного артиста Леонида Броневого, тот поначалу удивился: "Как я буду выглядеть рядом с комсомольцами?" Но, подумав, сказал: "А с другой стороны, у вас же там служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер! Рядом с ней я за октябренка сойду".

В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Пельтцер попала в больницу. Там 88-летняя актриса упала и сломала шейку бедра. Она умерла 16 июня 1992 года. Когда актрису хоронили, продавщица цветов у кладбищенских ворот, узнав, что цветы - для Татьяны Пельтцер, отдала их бесплатно, пишет "Российская газета".

"Вас никто не любит"

Мало кто из зрителей запомнил Татьяну Пельтцер молодой. Даже в театрах, в которых она работала, ее любя называли "бабушкой", "старухой". И полюбилась она зрителям за роли мам, бабушек, учительниц, уборщиц, экономок, медицинских сестер, соседок, которые в ее исполнении были невероятно естественны, жизненны.

"Конечно, каждой молодой актрисе хочется быть героиней, - говорила она в интервью "Советскому экрану". - Но я и смолоду понимала, что с моей внешностью никогда героиней не буду, мое дело - характерные роли. <…> Героиней я, как вы видите, стала на старости лет. Может, и поздновато, но все равно радостно…"

Она могла быть то теплой и ласковой, то взрываться вихрем чувств, фантастической энергией. В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. На вопрос, что привлекает ее в роли - динамичность, обилие действия или комедийные черточки, она отвечала: "Ни то, ни другое: и действенность, и комедийностъ - это приятно, интересно. А привлекает прежде всего человечность. Вот я снялась у Надежды Кошеверовой в "Царевиче Проше" - малюсенький эпизодик, экономка у волшебника, а какой теплый!"

При этом она как никто умела доходить до невероятного гротеска - только ее бабушки и тетушки могли так танцевать на крыше, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым и кататься, стоя на крыше троллейбуса.

Даже в очень преклонном возрасте Пельтцер не только продолжала активно играть в театре, она ездила на гастроли и снималась в кино; говорила, что иначе ее забудут и она "умрет с голоду".

Существует байка, что незадолго до смерти актрисе предложили поместить ее фото на рекламе сигарет. Она заметила: "Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь... лишь бы не на туалетной бумаге!".

Она часто снималась у неизвестных режиссеров, объясняя друзьям: "Он, кажется, талантлив. Надо помочь...". На такой случай у нее всегда была наготове "командировочная" сумка с неизменным ковриком для утренней зарядки. Однажды в театре, на репетиции, услышав от молодых жалобы на неустроенность, в сердцах сказала: "Да что вы плачетесь! Живите и тому радуйтесь - ведь какое это благо - жить!".

Зрителям она казалась такой понятной, близкой и родной, однако коллегам работать с ней было весьма непросто. Перепалка с режиссером перед выходом на сцену или съемочную площадку были для нее обычным делом. После скандала она как ни в чем ни бывало выпархивала на площадку, и все ее капризы и претензии мгновенно исчезали.

В театре от нее доставалось всем - перед началом спектакля она кричала на костюмерш и гримерш: "Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!" И с партнерами так же: могла похвалить, а могла и сделать резкое замечание.

За вздорный характер, прямолинейность и острый язык многие ее не любили. Так, актер Борис Новиков, которого однажды отчитывали на собрании труппы, обиделся на выступление актрисы и сказал: "А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!".

Личная жизнь самой известной бабушки

Хотя в "Ленкоме" ее и называли Бабушкой, бабушкой в прямом смысле она не была. За свою довольно долгую жизнь так и не обзавелась детьми и внуками. Ее семьей был только отец. Он умер в 1959 году, прожив последние годы у дочери.

Каждое утро он выходил во двор со своим попугаем, и все с нетерпением ждали его появления. Стоило Ивану Романовичу вступить с кем-нибудь из соседей в разговор, как попугай начинал ревновать. Он раскачивался из стороны в сторону и звал его: "Ваня! Ваня!" - а если хозяин не реагировал, то сердился и кричал: "Пельтцер, мать твою!".

Он был крепкий старик и любил зайти в ресторан Дома актера - пропустить рюмочку и поговорить. Когда он встречал в ресторане свою дочь с подругой Ольгой Аросевой, то отчитывал их: "Ну что вы в ресторан пришли, две бабы, без мужиков? Пить пришли?".

Когда те оправдывались, что он тоже сюда ходит, говорил: "Я - другое дело. <…> Вы кого играете - Валек, Машек, Танек? Чего о них говорить! А мы - Гамлета и Макбета играли! После таких ролей не отправишься домой жрать макароны в одиночестве".

Долгие годы Татьяна Пельтцер поддерживала отношения с бывшим мужем Гансом Тейблером. Он женился на другой женщине, у них был сын. Когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны и даже жил у нее какое-то время.

Вторая жена ревновала мужа к Пельтцер, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла. Когда спустя почти полвека после развода актриса отдыхала в Карловых Варах, Тейблер приехал повидаться с нею, и пожилые, 70-летние, люди шумно выясняли, кто виноват в том, что они расстались.



Стихотворения
Рассказы
Романы
Пьесы
Публицистика
Переводы

Последние изменения: 29.03.2012                       ©2000-2012 sologub.narod.ru