|
|
В Эрмитаже откроется выставка медалей и монет Ватикана
Впервые в истории бесценная коллекция медалей и монет Ватикана, посвященная 500-летию Собора Святого Петра, покинет пределы Апеннинского полуострова и будет экспонирована в России.
Уникальная экспозиция "Врата Собора Святого Петра в XX веке и история храма в медалях из Ватикана" будет открыта 18 мая в Государственном Эрмитаже.
Помимо сокровищ нумизматической коллекции Святого престола, в Санкт-Петербурге будут выставлены произведения трех выдающихся итальянских скульпторов ХХ века - Венцано Крочетти, Джакомо Манцу и Лучано Мингуцци, каждый из которых создал бронзовые врата в крупнейшем христианском храме мира.
Творения этих мастеров ("Врата таинств" Крочетти, "Врата смерти" Манцу и "Врата добра и зла" Мингуцци) видит каждый из миллионов посетителей, ежегодно приходящих в Собор Святого Петра.
"Историки искусства прекрасно знают, что Крочетти и Манцу в 1949 году выиграли международный конкурс, объявленный Ватиканом на создание новых Бронзовых врат базилики. Менее известен тот факт, что оба скульптора первоначально должны были изваять совсем другие работы на тему "История Святых и Пап Римских", - рассказал один из организаторов выставки, президент "Фонда Венцано Крочетти" Антонио Танкреди (Antonio Tancredi).
"Обоим мастерам удалось настоять на своем. Манцу при этом воспользовался своей давней дружбой с земляком из города Бергамо - Папой Иоанном ХХIII. Крочетти пришлось труднее. Окончательно он смог убедить членов специальной комиссии кардиналов, только представив детально разработанный проект "Врат таинств", который вызвал всеобщий восторг", - отметил собеседник агентства.
Танкреди уточнил, что на выставке в Эрмитаже будут экспонироваться 30 работ Крочетти, 23 скульптуры Манцу, 20 произведений Мингуцци, а также более 60 медалей и монет. Примечательно, что в собрании итальянской пластики Государственного Эрмитажа находятся скульптуры Крочетти и Манцу, переданные самими мастерами в дар петербургскому музею.
Танкреди сообщил также, что 31 мая в знаменитом Палаццо Венеция в центре Рима откроется выставка ценнейших произведений художественной майолики XVII-XIX веков, созданных мастерами из города Кастелли (Castelli) в Центральной Италии. В эпоху Возрождения художники и ремесленники из Кастелли составляли серьезную конкуренцию своим коллегам из североитальянского города Фаэнца, от названия которого происходит само слово "фаянс".
Большая часть экспонатов выставки происходит из знаменитого собрания академика исторической живописи, выдающегося российского коллекционера Михаила Боткина. Эти произведения, хранящиеся в Эрмитаже, будут выставляться за рубежом впервые.
Двое россиян вышли в финал музыкального конкурса в Брюсселе
Двое пианистов из России вышли в финал Международного музыкального конкурса молодых исполнителей имени королевы Елизаветы, который проходит с 7 мая в Брюсселе, сообщил представитель оргкомитета конкурса.
К заключительному этапу музыкального состязания по итогам состоявшегося накануне отбора в полуфинале допущены Анна Виннитская (23 года) и Илья Рашковский (22 года). В число десяти других финалистов вошел и пианист из Казахстана 21-летний Станислав Кегай.
Побороться за победу в ежегодном конкурсе молодых исполнителей имени королевы Елизаветы в столицу Бельгии приехали 13 россиян, однако в финал вышли только двое. Всего в этом престижном музыкальном смотре участвовали 75 пианистов-представителей различных национальностей, возраст которых, по условиям конкурса, не должен превышать 40 лет.
В нынешнем году самая многочисленная команда молодых музыкантов была у России, за ней по числу исполнителей следуют Бельгия, Украина, Китай, Южная Корея и Япония.
В Эрмитаже открылась выставка "Врата собора святого Петра в XX веке"
В Главном штабе Эрмитажа работает выставка "Врата собора святого Петра в XX веке", посвященная современным взглядам итальянских художников на храмовое искусство.
Эта выставка посвящена сразу нескольким обстоятельствам: она отмечает пятисотлетие собора Святого Петра в Риме, старт проекта "Эрмитаж-Италия" в Ферраре, в честь которого в Петербург прибыло множество гостей с Апеннин, и Международный день музеев, проводившийся 18 мая.
Вместе с тем, выставка отнюдь не носит парадного, формального характера: она посвящена работам современных итальянских скульпторов Венанцо Крочетти (Venanzo Crocetti), Джакомо Манцу (Giacomo Manzu) и Лучано Мингуцци (Luciano Minguzzi), которые участвовали в создании новых врат для собора Святого Петра.
Крочетти принадлежат ворота с изображением семи таинств церкви, Манцу отлил в пятидесятые годы бронзовые фигуры для врат смерти. В середине семидесятых собор распахнул еще одни двери - врата добра и зла, созданные Мингуцци.
По словам президента фонда Крочетти, Антонио Танкреди (Antonio Tancredi), все трое скульпторов были людьми, далекими от религии. Крочетти даже рискнул поспорить с папой Иоанном XXIII, предлагавшим для церковных дверей другой сюжет - передачу ключей. Он показался скульптору менее интересным для воплощения, чем семь таинств церкви.
Посетив выставку в Эрмитаже, можно убедиться в своеобразности восприятия Крочетти библейских героев. Например, его бронзовый Иисус безбород и в целом похож на марионетку. Стоит заметить, что Крочетти наиболее близок к академизму, чем двое других скульпторов. Хотя слово лакадемизм" здесь можно употребить с большой натяжкой - стоит посмотреть хотя бы на его Марию Магдалену, с руками такого размера, что одной из них можно закрыть все лицо статуи.
Однако даже на фоне Крочетти интерпретации библейских образов Манцу выглядят смело. Например, в некоторых ракурсах его Давид похож на персонажа Джона Толкиена - Горлума. Впрочем, и при более близком рассмотрении фигуры юноши не покидает ощущение некоторой странности - оттопыренные уши, раскосые глаза, приплюснутый нос и скрученная поза - все вместе невольно отсылает к борхесовскому "Бестиарию".
Работы Мингуцци выполнены в стиле кубизма и африканского примитивизма. В порыве объятий его фигуры теряют руки, ноги и даже головы ("Две фигуры"), у сов выкатываются глаза ("Сова"), а лошади всегда улыбаются.
Большое достоинство выставки - исторический контекст, который создают монеты, медали и чертежи, связанные с историей собора Святого Петра, экспонируемые в соседних со скульптурами залах. Представляющие несомненный интерес для нумизматов, искусствоведов и историков документы и предметы помогают лучше понять логику изменения убранства собора, которые не прекращали расширять и украшать на протяжении всех 500 лет его истории.
|
|
|