Многодетный папа "Ералаша" Борис Грачевский с 6 лет угадывал мысли

ФЁДОР СОЛОГУБ
 

    english

deutsch   

О Сологубе
Библиография
Галерея
Cсылки
Разное
Гостевая книга



Многодетный папа "Ералаша" Борис Грачевский с 6 лет угадывал мысли

Я для себя вывел такую формулу: главное - не сколько тебе, а как тебе!

Борис Грачевский

Сегодня Борису Грачевскому - человеку, который устроил всей стране "Ералаш" - исполнилось 60 лет. Его киножурнал смотрят не только "мальчишки и девчонки", но и их родители. Сам Грачевский феномен долгожительства своего 35-летнего детища объясняет тем, что российские дети - особенные.

До "Ералаша"

Борис Грачевский родился 18 марта 1949 года в Подмосковье. Правда, в его паспорте в графе "место рождения" написано: "Дом отдыха Полушкино".

"Увидев эту запись, люди меня обычно спрашивают: "Что, твои родители там "доотдыхались" до такой степени?" Просто мои родители там работали, - пояснил он в интервью изданию "Дни.Ру". - Папа был культработником. Он обладал фантастическим обаянием. Замечательно пел, прекрасно танцевал. Короче, круглые сутки поднимал настроение отдыхающим. У него есть несколько книжек, он автор прекрасных изречений. <…> А мама была скромным тихим человеком, полной противоположностью отцу. Она работала библиотекарем. Я же рос нормальным пацанчиком, немного хулиганистым, но совестливым".

Уже в 6 лет будущий художественный руководитель и директор журнала "Ералаш" вышел на сцену - выступал с отцом. "Наш номер заключался в угадывании мыслей на расстоянии, и это стоило многих сил и нервов для меня. Поэтому первое время после выступлений я просто рыдал, настолько мне было тяжело, и даже зрительские овации меня не утешали. Но потом понял, что мне это интересно, и уже в 10 лет я полностью сам как режиссер спланировал и поставил большой новогодний праздник, в 11 лет уже как хореограф и, можно сказать, балетмейстер поставил свой первый в жизни танец", - рассказывал Грачевский порталу intredeti.ru.

Но после школы он пошел учиться в Калининградский механический техникум из Подлипок - теперь Королев, - где делали космические ракеты.

"Поступить я очень хотел. Отец поддержал меня, говорил, что космос - очень интересно, рассказывал худрук "Ералаша" "Собеседнику". - Доучившись, я понял, что это не так мне интересно. А поработав по специальности, пришел к выводу, что мне это вообще не надо. Так я оказался на Киностудии Горького грузчиком".

По словам Бориса Грачевского, это были счастливые моменты, особенно когда его назначали дежурным по съемочной площадке. "Я сидел в павильоне под камерой, в мои обязанности входило срочно что-то подвинуть или протереть пол. Я был счастлив, потому что участвовал в творческом процессе. Пусть я был грузчиком, но все фильмы, на которых дежурил, помню по кадрам!" - вспоминает он. Однажды он даже снялся в массовке в фильме "Варвара-краса, длинная коса". Это его рука грозит царю в фильме - "Дол-жо-о-о-ок".

В 1969 году Грачевский поступил во ВГИК. Потом начался "Ералаш", и посещать лекции ему было некогда. В итоге "вечный студент" проучился там… 23 года. "Спасибо сыну, что он меня догнал, потому что когда он перешел на второй курс, а я в это время был на третьем, мне стало уже как-то неудобно, и я судорожно пошел и все сдал", рассказал он "Правде.Ру".

По словам Бориса Грачевского, школу кино он прошел непосредственно на площадке, а первые уроки брал у режиссера "Варвары…" Александра Роу дома. "Я был страшно любопытный и не стеснялся спрашивать. На примере картины "Варвара-краса, длинная коса" он мне показывал, как делать режиссерский сценарий, как рисовать, - рассказывал Грачевский "Известиям". - Фильм надо снимать за столом - так его учил Пудовкин, а он передавал эти уроки мне".

"Фитилек" и "Уголек"

В интервью радио "Эхо Москвы" Борис Грачевский однажды сказал: "Ералаш" - это я. И "Ералаш" - это все чем я дышу. И команда, которая работает, она вся работает на то, чтобы "Ералаш" двигался".

"Жизнь, смысл жизни и результат жизни" Бориса Грачевского появился в 1974 году. Он основал киножурнал совместно с драматургом Александром Хмеликом. Но идея киножурнала принадлежит Алле Суриковой, которая тогда училась на Высших режиссерских курсах. Она написала письмо в Госкино с предложением снимать детский аналог "Фитиля" - сатирического киножурнала для взрослых - "Фитилек". Госкино одобрило проект и поручило его реализовать сценаристу Александру Хмелику.

Возникла небольшая проблема с названием - оно не понравилось главному редактору "Фитиля"Сергею Михалкову. "Ералашем" предложила назвать киножурнал дочь Александра Хмелика. И все согласились, несмотря на то что оно было созвучно фамилии председателя Госкино.

"… Ермаш, председатель Госкино, сначала воспротивился: "Ну зачем так вызывающе? Назовите... ну, скажем, "Уголек". В конце концов мы его уломали", - вспоминал Грачевский в интервью "Российской газете".

Вслед за названием появилась идея сделать рисованную заставку к киножурналу и придумать к ней оригинальную песню. Кстати, все это время заставку к "Ералашу" рисовал один и тот же художник - Юрий Смирнов. Причем она всегда немного менялась: нарисованных детей и одевали и причесывали по-современному.

Сюжет мультфильма не совпадает с сюжетом киноистории. Это сделано специально. Как говорит Борис Грачевский - важно, чтобы анимация как-то по-своему обыгрывала название и, может, лишь чуть-чуть предваряла сюжет. Иначе сам фильм смотреть будет неинтересно.

А слова к знаменитой песенке "Мальчишки и девчонки" написал сам Александр Хмелик, а музыку - композитор Алексей Рыбников, который в тот момент как раз делал "Буратино", поэтому "Мальчишки, девчонки" похожи на песни из кинофильма, - пояснял в интервью Борис Грачевский. Сначала песню исполняла певица Елена Камбурова, потом - детский ансамбль "Непоседы". Заглавную песню пел в том числе и Сергей Лазарев, когда ему было 12 лет.

Вообще, из "Ералаша" вышло немало знаменитостей - Кроме Лазарева, это и Влад Топалов, и Наталья "Глюкоза" Ионова, и "татушка" Юля Волкова, а также набирающие популярность "курсант" Александр Головин, Аня Цуканова из "Курсантов" и др.

А если у юных артистов случается "звездная болезнь", у худрука "Ералаша" есть лечение: "И способ этот - радикальный. Зазвездившихся выгоняю немедленно. Тут ведь дело не только в зазнайстве. Беда еще в том, что симптомы звездной болезни мгновенно становятся видны на экране", - рассказал он "Российской газете".

Конечно, не все "ералашевцы" идут в артисты. "Сами посудите, куда стране столько артистов, - комментирует Грачевский. - И на заводы идут, и в водители. Есть даже православный батюшка из моих бывших. Правда, не любит очень, когда ему о ералашевском детстве напоминают. Грех, говорит. Есть и ребятки с трагическими судьбами", цитирует его слова официальный сайт "Ералаша".

С удовольствием приходят в "Ералаш" не только дети, но и уже состоявшиеся взрослые звезды. Кто только не засветился в журнале - Спартак Мишулин, Лев Дуров, Валентин Гафт, Геннадий Хазанов, Александр Панкратов-Черный, Максим Галкин, Филипп Киркоров и т. д. Грачевский тоже появлялся в "Ералаше" - играл сумасшедшего профессора и "фотографию" преступника на стенде "Их разыскивает милиция", сообщает портал mignews.com.

Смех...

Что касается сценариев, то, по словам Грачевского, тем запретных практически нет: "запретная тема только одна: это не должно быть не смешно. Категорически требуется - смешно! Вот и все".

Иногда в "Ералаше" экранизируются анекдоты (если в них есть драматургия, как отметил Грачевский в интервью "Комсомольской правде"). Несколько сюжетов было отснято на деньги ГАИ: там в игровой форме было показано, как нужно вести себя на дороге.

Вообще, "Ералаш" меняется, признается Грачевский "Российской газете": "Ералаш" развивается, живет вместе со страной. Появились новые объекты: пейджеры, мобильные телефоны. Я очень долго не допускал их в сюжеты: это ведь увидят и дети, которые живут в селе, а у них и телевидение едва ловится. Я за них переживаю и не хочу, чтобы они завидовали ребенку, у которого мобильник стоит бешеных денег. Я искренне люблю всех детей, мне важно, чтобы они ушли в хорошем настроении и чему-то научившись. Иногда мы работаем на грани фола, хулиганим, но только чтобы подразнить".

"У нас есть сюжеты простые. Но есть и вот такие - с двойным, тройным дном. Всегда интересно, когда в рассказанной истории что-то такое запрятано, над чем стоит подумать. В каких-то темах надо просто уметь пройти по грани, не перейдя ее. <…> Когда найдена тактичная форма рассказа, можно свободно говорить обо всем. Я сам как режиссер снимал сюжет, где училка танцует стриптиз перед мальчиком. Снимает шарф, очки, туфли... Непристойность, казалось бы, но по картинке все вполне целомудренно. Мы десятки раз все тут до мелочи выверяли. Чтобы было смешно, но все-таки в рамках приличия. Если я найду правильный способ осмеять, например, подростковую токсикоманию, я это сделаю", - говорит он.

А на слова "Раньше "Ералаш" лучше был", Борис Грачевский отвечает: "Примерно вот так же нынешние сорокалетние иногда сокрушаются: "Эх, раньше мороженое было вкуснее, а теперь - фигня". Нет, ребята, мороженое такое же, это вы изменились".

На вопрос, как самому Грачевскому удается все время оказываться "в теме", он отвечает, что в нем просто "сидит парень лет 12, но умный": "… очень важно разговаривать с ними (детьми) на их языке. Так что, например, слово r'n'b для меня не пустой звук. Я эту музыку терпеть не могу, но это уже другой вопрос", - сказал он "Курьеру культуры".

По словам Бориса Грачевского в интервью порталу kleo.ru, за границей "Ералаш" не востребован: "У нас очень умный юмор, и дети наши умнее. Нас понимают только эмигранты из России, смотрят и смеются. На фестивалях получаем главные призы, но в коммерческий прокат "Ералаш" не берут". Детский кинопрокат на Западе не рассчитан на думающую аудиторию, подводит итог отец "Ералаша", "там нет умного юмора".

…и слезы

Юмористический журнал - не единственное "дело" Грачевского. Он сочиняет "хулиганские стихи" и смешные фразы, пишет "грустные рассказы и стихи". Пять лет назад в интервью "Российской газете" он заявил, что хочет сделать грустное кино про любовь.

И вот к своему 60-летнему юбилею он подарил себе полнометражный фильм. Эта социальная драма под названием "Крыша", где ставится вопрос о проблеме отношения взрослых к своим детям. В основе сюжета - история трех семей, каждая из которых занята своими делами и проблемами, но только не детьми. Сценарий прослеживает судьбы каждого взрослого, а это: директор школы и ее дочь; вечно занятый бизнесмен, его жена и брат, создавшие странный любовный треугольник, и многие другие.

Но когда ему говорят "Вот ты начнешь снимать кино, бросишь "Ералаш", он отвечает: "Да не брошу я никогда! Как я могу бросить ребенка? Ему 35 лет, а его надо за ручку водить".

Стихотворения
Рассказы
Романы
Пьесы
Публицистика
Переводы

Последние изменения: 29.03.2012                       ©2000-2012 sologub.narod.ru