|
|
Писатель-юбиляр Даниил Гранин верит в будущее "бумажной" книги
Российский писатель Даниил Гранин, автор произведений "Иду на грозу", "Зубр" и других, незадолго до своего 90-летнего юбилея, который он будет отмечать 1 января, представил свою книгу "Причуды моей памяти", вышедшую в издательстве "Вита Нова".
Презентация прошла в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов в формате литературных встреч. О книге и о творчестве Гранина в целом говорили известные российские писатели, поэты и литературоведы: Александр Мелехов, Наум Синдаловский, Илья Фоняков, Яков Гордин. Своими впечатлениями делились и студенты, которые уже прочитали эту книгу. Гранин отвечал на вопросы студентов вуза, а затем согласился побеседовать с корреспондентом.
О своей книге и смысле жизни
"Книга "Причуды моей памяти", которая была представлена в Санкт-Петербургском университете профсоюзов, отчасти автобиографична, - сказал Гранин.
"Когда я писал эту книгу, я писал, конечно, отчасти о себе, о пережитом. Я хотел быть абсолютно свободным и в тоже время говорить о том, о чем не успеваешь, или не к месту бывает", - пояснил писатель.
Он рассказал, что по мере работы над этой книгой, он много размышлял о том, что же все-таки является главным в жизни человека. "В начале ведь не думаешь об этом, все кажется бесконечным, простым, интересным, увлекательным. Но наступает пора, когда ты хочешь понять: и что дальше, а что было, а зачем все это было, что в этой жизни было главное, что вообще главное в жизни человека", - добавил он.
По его словам, поиски ответа на этот вопрос стали для него, возможно, самими существенными. "Я пришел к такому банальному, тривиальному выводу... Что же в нашей жизни действительно стоит считать наиболее душевно значимым? Да, доброта, да милосердие, да отзывчивость... Но все это восходит или соединяется в одном понятии - любовь", - сказал писатель.
"Любовь. Была ли она в жизни человека, или ее не было. Достаточно ли этого чувства было, чтобы оно осветило каким-то хотя бы смыслом прожитую жизнь. Все остальное оказывается малым, не существенным - количество книг, открытий, изобретений, каких-то свершений делового порядка, созданных вещей... Оказывается, этого мало, и вспоминаешь об этом походя. А вот ощущение того, что в жизни была любовь, когда ты раскрылся наиболее полно, когда ты был, может быть, наиболее красивым, счастливым, хорошим человеком, когда ты мог с удовольствием и с радостью отдавать себя другому - будь это женщина, будь это ребенок. Вот это чувство, вот этот кусок жизни - он, может быть, и составляет самое близкое к тому таинственному, но такому бессмысленному, мне кажется, поиску, - что же такое была эта прожитая жизнь, зачем и каков был ее смысл", - отметил Гранин.
Зачем нужна литература
Этот вопрос, который задал ректор вуза Александр Запесоцкий, вызвал большое оживление среди студентов. Гранин, отвечая на него, предложил представить себе жизнь без литературы вообще. "А вы попробуйте жить без нее... Зачем первобытный человек рисовал на стенах пещеры бизонов и даже раскрашивал их?" - сказал он.
По мнению Гранина, этот вопрос восходит к главному - зачем вообще нужно искусство. "А зачем нужна красота человеку? Ведь можно жить и без красоты, можно - без искусства, без музыки, без театра и без кино и без живописи. Они не имеют прямого, утилитарного, смысла и значения. И поэтому они таинственны, они, в каком-то смысле, божественны. Зачем они нам даны? Мы не знаем, и, слава Богу, что не знаем", - отметил писатель.
По его мнению, общество постоянно задает этот трудный вопрос писателям и художникам. "И они не могут ничего ответить, они беспомощны. Они думают - может быть, мы и не нужны, отходят в сторонку и... продолжают писать", - пояснил Гранин.
О судьбе бумажной книги
По мнению Гранина, у книги, в ее традиционном, бумажном варианте, есть свои преимущества. "Во-первых, книга обладает преимуществом интимности, ты с ней остаешься один на один, вроде непосредственно с автором, минуя электронику. Во-вторых, она позволяет задуматься, остановиться, вернуться на две страницы назад. Она еще бывает с картинками, бывает красивой", - сказал Гранин в интервью, отвечая на вопрос, не исчезнет ли вообще бумажная книга с дальнейшим развитием чтения "электронных" текстов.
Кроме того, по его словам, бумажная книга, в отличии от текста на экране, вызывает чувство обладания. "Ты имеешь книгу, это твоя книга, ты ее можешь дать почитать кому-то. Она, как художественная какая-то ценность, как вещь еще. Функция вещи, особенно, если она красиво издана", - сказал Гранин.
Он отметил, что для него очень важна еще одна возможность, которую дают бумажные книги. "Еще есть у нее одна функция преимущественная, ты можешь делать в ней, как говорится, "отметки резкие ногтем" - какие-то надписи, что-то подчеркиваешь в ней. Интернет не дает такой возможности... Думаю, (бумажная книга) останется", - уверен писатель.
О любимых авторах
"Для меня бесконечно дорог Пушкин как прозаик. Он обладает для меня недостижимым качеством прозы", - сказал Гранин, отвечая на вопросы студентов о своих литературных пристрастиях.
По его словам, он готов бесконечно перечитывать Пушкина. "Я беру Пушкина, у меня большой однотомник, толстый, где сказано, что там весь Пушкин с письмами... Пушкина можно открывать на любой странице, читать и получать удовольствие", - уверен писатель.
Гранин напомнил о высказывании Толстого, который считал, что Пушкин устаревает и даже называл его прозу "голой". По мнению Гранина, это качество прозы классика как раз является великим достоинством.
"Вот я читаю иногда Достоевского и думаю, Господи, как много болтовни, как много лишнего... У Пушкина нет этого, и даже его современники, великие классики мировой литературы, допустим, Проспер Мериме, с его рассказами, выглядит гораздо более ветхими", - сказал писатель.
По его мнению, книга и кино могут устареть именно благодаря излишним подробностям и избыточным описаниям. "Пушкин таков, как в кино Чарли Чаплин. Мы над Чаплиным сегодня смеемся также, как смеялись тогда, когда он появился на экране. Пушкин - совершенен, вы не можете вычеркнуть ни одной его фразы, это удивительное качество его прозы", - считает Гранин.
Он также признался, что любит писателей, которые его удивляют, которые ставят "какие-то безвыходные проблемы".
"Я люблю Толстого, я люблю Чехова. Толстой умел это делать, Чехов очень деликатно умел это делать. Я люблю Бунина, за удивительное какое-то умение видеть красоту жизни, во всех ее подробностях и прелести. Вот эта литература, она мне очень дорога, она традиционна", - сказал он.
Говоря об авторах XX века писатель "признался в любви" Пастернаку, Твардовскому, Слуцкому, Самойлову.
От руки уже почти никто не пишет
Гранин считает, что уход в прошлое писем, написанных от руки - это большая потеря. "Не знаю, вернемся ли мы к письму ручному или нет, не уверен, но это жалко. Думаю, что все-таки это хорошая вещь, потому что в этом есть соприкосновение со словом", - сказал писатель.
Он признался, что сам предпочитает писать от руки. "Я пишу от руки, потому что мне приятно, что между мной и словом - ручка, как максимум. Это мне позволяет лучше слово ощущать, но может быть, не для всех это интересно", - пояснил он.
При этом он отметил, что нет смысла отрицать прогресс, который облегчает и ускоряет работу, которая раньше, будучи "бумажной", отнимала много времени. "Но жалко все-таки. Когда ты получаешь письмо, написанное от руки, в нем больше от человека, который тебе писал. Письмо напечатанное, оно безличное в чем-то. Кроме того, когда ты получаешь письмо, в нем есть уважительность единичного экземпляра. Оно тебе, для тебя", - добавил Гранин.
Он также вспомнил, что раньше зачастую многие письма были произведениями с точки зрения и искусства каллиграфии. "Великолепное было искусство каллиграфии, красивый почерк, красивое письмо, которые ты посылаешь, его тебе приятно получить. А не напечатанное, да еще и размноженное на каком-нибудь ксероксе. От руки написанное письмо, да еще и красивым почерком... Вот у меня, например, письма Дмитрия Сергеевича Лихачева - это прелестно", - сказал писатель.
Он также отметил, что сам не слишком любит писать письма, но когда пишет их - то от руки.
|
|
|