|
|
"Работа убьет тебя" - центральный экспонат итальянской выставки
Скульптурная композиция "Работа убьет тебя" стала центральным экспонатом выставки современных итальянских художников "За пределами тела", открывшейся в зале "Проекта Фабрика".
Посреди заброшенного заводского строения - черная цементная фигура мужчины в рубашке с засученными рукавами, обреченно опирающегося лбом на огромную ржавую железную балку, которая проходит сквозь его голову.
Скульптор Паоло Грассино считает свой шедевр "данью тем, кто потерял жизнь на работе и тем, кто не делает "новости".
"Название "Работа убьет тебя" - это перевернутая фраза популярного изречения "работа освободит тебя", - сказал Грассино.
На создание скульптуры его "вдохновило" драматическое происшествие на предприятии одного из итальянских городов и его отражение в СМИ. "Журналисты обратили внимание на случившееся лишь тогда, когда стало известно о восьми погибших, и превратили эту трагедию в очередное шоу", - пояснил Грассино.
Он надеется, что, осознав проблему "гибели людей на работе", общество и "система" начнут уделять больше внимания поиску путей ее решения.
Но, конечно, главное для художника - чтобы каждый, увидевший его творение, сделал определенный вывод для себя лично.
Зрелище производит шокирующее впечатление, способное вытащить человека из всасывающей воронки повседневной суеты, заставляет задуматься о вечных ценностях, о смысле, красоте, многогранности и мимолетности жизни.
Как часто работа поглощает все время и силы, становясь "кумиром" или "убежищем" от всех прочих проблем и экзистенциальных вопросов. Но глядя на черную фигуру с пронзенной ржавым железом головой, понимаешь: "Я не хочу так". Ничто - ни "система", ни собственные лень и страх, ни пресловутое "так проще" - ничто не должно превращать живого человека в омертвевшее цементное подобие.
Экспонатом, вызвавшим не меньший интерес посетителей, чем "черный человек" Грассино, стала белая мраморная рука с зажатым в ней камнем, в точности повторяющая руку Давида Микеланджело, но вся исписанная татуировками в криминальном стиле. Причем на чистом русском языке.
Молодой скульптор Фабио Виале говорит, что идея создать этот "Сувенир Давида", сталкивающий разнообразные культуры, родилась после общения с бывшим заключенным из России, прошедшим войну в Чечне, а ныне - итальянским татуировщиком Нико. Он и предложил надписи и рисунки, которые Виале скопировал на "руку Давида".
По словам скульптора, ветхозаветного Давида, увековеченного Микеланджело в облике прекрасного юноши, с современным тюремным искусством объединяет героизм. "Давид был героем. Многие заключенные тоже считают себя героями по отношению к полиции, к властям", - пояснил собеседник агентства.
Кроме того, его поразил "высокий уровень образования и ум" бывшего российского заключенного.
"Сувенир Давида" - это только начало большого проекта. Виале намерен сделать копию всей скульптуры Микеланджело и расписать ее татуировками.
Работа Доменико Борелли "Исповедальня" посвящена теме коммуникации. Белая восковая фигура человека с опущенной головой стоит на коленях перед стеной, сложенной из кирпичей белого воска. В стене, выше его головы - маленькое окошко, в которое непременно норовят заглянуть посетители "Фабрики".
"Окно - для Бога", - говорит Борелли, а скульптуру называет собственным "портретом". Хотя в беседе он не произнес слова "глобализация", проблемы этого процесса он явно пытается отразить в своем творчестве.
"Для художника сейчас очень странное время, когда все меняется из-за политики, религии, в Италию сегодня приезжают очень разные люди, например, албанцы, арабы, и мы все выстраиваем барьеры. Этот человек в исповедальне - он думает, возможна ли коммуникация?", - пояснил скульптор.
С рассуждениями Борелли о барьерах перекликается и работа его соотечественника Филиппо Чентенари "Устоять перед образом" - редут из мешков, между которыми вставлены стекла и синие неоновые лампы. Благодаря отражающим свойствам стекла, композиция обращает внимание зрителя на непрерывную репродукцию самой себя.
Саверио Тодаро создал наиболее крупное и красочное произведение выставки - "Матрешку" из разноцветных и разноразмерных коробок для упаковки продуктов, обуви, электроприборов и прочих вещей.
"Цель - отплатить уважением символизирующему образу российской культуры, которая все в себе содержит", - резюмировал Тодаро.
Выставка "За пределами тела" проводится в рамках Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" итальянским Институтом Гаруццо визуальных искусств (IGAV) при поддержке Итальянского института культуры в Москве и продлится до конца июля.
|
|
|