|
|
Оркестр Михаила Плетнева исполнит обновленную версию "Щелкунчика"
В новой версии "Щелкунчика", которую 25 и 26 декабря исполнит Российский Национальный оркестр на сцене Концертного зала им. Чайковского, текст будет читать Олег Табаков и увеличится число танцевальных номеров, рассказал в интервью дирижер Михаил Плетнев.
"Мы в этом году решили немного изменить нашу постановку, приблизить ее к замыслу хореографа Вайнонена, увеличить число танцевальных номеров и ввести новые сцены", - сказал руководитель Российского Национального оркестра (РНО) Плетнев.
Впервые рождественскую сказку Гофмана на музыку Петра Чайковского Михаил Плетнев поставил в 1994 году, соединив вместе музыку, балет и вокал.
Нынешняя музыкально-хореографическая постановка стала обновленным возрождением старой версии: в "Щелкунчике" текст от лица автора будет читать Олег Табаков, петь - детских хор "Весна" под управлением Александра Пономарева, а танцевать - солисты Московской государственной академии хореографии.
Дирижер добавил, что концертные постановки опер и балетов, зачастую бывают выше качеством, чем их театральные версии. "В театре - совершенно другая специфика. И нередко, в театре музыкальное произведение портят режиссер или непрофессиональные оркестры".
Он пояснил, что сам не прочь сделать спектакль, но хотел бы это сделать со своим оркестром. В октябре 2007 года на сцене Большого театра Плетнев вместе с Владимиром Фокиным и оркестром ГАБТ представил оперу Чайковского "Пиковая дама".
РНО также неоднократно исполнял оперы, например, "Алеко" и "Франческа да Римини" Рахманинова в Зале Чайковского. В ближайших планах оркестра - "Кармен" Бизе и "Майская ночь" Римского-Корсакова.
Отвечая на вопрос о публике, Плетнев не согласился с тем, что сегодняшний зритель предпочитает "попсовую классику" сложным или новым произведениям классической музыки.
"Достаточно посмотреть программу выступлений РНО - у нас очень большой выбор, и есть вещи совсем "не раскрученные". Редкие оперы Рахманинова, малоизвестный Щедрин, увертюры Мендельсона, Четвертая симфония Танеева", - сказал музыкант.
Он добавил, что сейчас оркестр работает над симфоническими произведениями Вагнера и Малера.
"А вот сам я, хоть больше не играю на публике, для себя в последнее время все больше играю Шопена. Не знаю, может, стар стал?", - признался Плетнев.
Несмотря на свой пятидесятилетний возраст дирижер вместе со своим оркестром продолжает активную концертную деятельность. В подтверждении чему у РНО вышел недавно новый диск "Фортепьянный концерт N5 Людвига Ван Бетховена", записанной на немецкой студии Deutsche Grammophon.
Как сообщили в пресс-службе оркестра, это уникальный случай, когда известная германская звукозаписывающая компания заказала исполнять музыку Бетховена российскому оркестру под управлением российского же дирижера. Ранее Deutsche Grammophon выпустила в исполнении РНО диски с фортепьянными концертами Бетховена, и "Девять симфоний Бетховена".
Деньги на классику
Плетнев продолжил, что проблема у классических оркестров не с репертуаром, и уж точно не со зрителями, а с площадками для выступлений и финансированием.
"Нам повезло, РНО получил возможность репетировать и играть в здании старого кинотеатра, который мы переделали в симпатичное подобие симфонического зала", - рассказал он. Музыкант добавил, что, к сожалению, большие концерты в этом зале устраивать нельзя.
"На мой взгляд ситуация с концертными залами в столице просто катастрофическая: хороших залов в Москве мало. Не строят, и не умеют строить", - грустно отметил музыкант.
Но, главное, что мешает нормальному функционировать оркестра, - это постоянный поиск дополнительных источников финансирования.
"Только мы возрадовались, когда в апреле 2007 года оркестру дали государственный грант, как тут же удвоили размер президентского гранта другим коллективам. И опять, среди музыкантов начался разброд и нездоровая атмосфера", - сказал он.
Ситуацию с финансированием разъяснил исполнительный директор "Фонда поддержки национальной культуры Михаила Плетнева" Олег Полтевский.
"В России до недавнего времени были только президентские гранты, которые получали семь организаций: Большой и Мариинский театры, Московская и Петербургская консерватория, Государственный академический симфонический оркестр России, Государственный академический Большой симфонический оркестр имени Чайковского и симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии", - рассказал исполнительный директор.
Он продолжил, что список дотируемых коллективов был недавно расширен за счет введения государственного гранта, его дали нескольким государственным оркестрам и единственному негосударственному - РНО Михаила Плетнева.
"Грант трехгодичный: каждый год оркестрам выделяется по 50 миллионов рублей. Одновременно те коллективы, которые ранее получали президентские гранты (60 миллионов рублей), потребовали индексации, и стали получать по 90 миллионов рублей. То есть музыканты столичных оркестров опять оказались в неравном положении", - отметил Полтевский. По его словами, этим фактом было нарушено хрупкое равновесие музыкального рынка: музыканты опять начали бегать из оркестра в оркестр.
Он добавил, что симфонический оркестр не может жить на самоокупаемости, и все в мире большие классические коллективы либо дотируются государством, либо живут на средства попечителей и спонсоров.
"И теперь, такие мэтры, как Спиваков или Плетнев, вместо того, чтобы думать о музыке, ломают себе голову, где бы взять денег", - сказал в заключении директор.
РНО был создан в 1990 году Михаилом Плетневым. За годы своего существования оркестр сотрудничал вместе с такими звездами, как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго. В 2004 году РНО стал первым и единственным российским оркестром, получившим престижную музыкальную премию Grammy.
|
|
|