Василий Аксенов - "стиляга", писавший о шестидесятниках и олигархах

ФЁДОР СОЛОГУБ
 

    english

deutsch   

О Сологубе
Библиография
Галерея
Cсылки
Разное
Гостевая книга



Василий Аксенов - "стиляга", писавший о шестидесятниках и олигархах

Ровно год назад из жизни ушел Василий Павлович Аксенов. Писатель, подаривший миллионам читателей такие произведения, как "Звездный билет", "Апельсины из Марокко", "Остров Крым", "Ожог", "Московская сага". Он пережил репрессию родителей, войну, советскую цензуру, сам называл себя "российским антисоветским писателем". Его рассказы и романы – на грани реальности и фантасмагории, мало кого оставляли равнодушными.

Литературное "наследство"

Василий Аксенов появился на свет 20 августа 1932 года в Казани. "Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком", - писал он.

Будущий писатель вырос в семье партийных работников. Его мать Евгения Семеновна Гинзбург преподавала в Казанском педагогическом институте, затем стала заведующей отделом культуры газеты "Красная Татария", в 30-е годы вела активную политическую деятельность в казанской областной парторганизации. Гинзбург была репрессирована в 1937 году, позже выпустила сборник "лагерных" мемуаров "Крутой маршрут". По словам Аксенова, именно благодаря матери он познакомился с произведениями Пастернака, Гумилева, Ахматовой, Северянина.

Когда родителей арестовали и осудили на 10 лет тюрьмы, Аксенова отправили в детский дом. Позже его нашла родственница отца, тетя Мотя, и забрала к себе. В 16 лет он вновь встретился с матерью, которая на тот момент находилась в ссылке в Магадане. О своем путешествии в Магадан писатель говорил как об одном из самых ярких и незабываемых. Именно тогда юный Аксенов открыл для себя абсолютно иной мир - настоящей русской интеллигенции: по вечерам в бараке у Гинзбург собирался "салон", где поднимались такие проблемы, о которых Василий даже не подозревал, пишет peoples.ru. Спустя много лет, в 1975 году, Аксенов написал автобиографичный роман "Ожог", который пропитан духом "магаданского" времени.

Главный "стиляга"

Студенческие годы писателя прошли в 1-м Ленинградском медицинском институте им. И.П.Павлова, где он достаточно быстро прослыл "стилягой". "Нас готовили, чтобы стать образцовыми рабами, напугали до смерти арестами родителей, дедов, дядьев, теток пытками, расстрелами, голодом, и мы должны быть по идее роботами, а вместо этого мы стали слушать джаз, сочинять какие-то стихи, интересоваться Серебряным веком. Это очень странное развитие на самом деле", - вспоминал Аксенов.

После окончания института Аксенов несколько лет проработал врачом. Тогда же появились первые его рассказы - "Факелы и дороги" и "Полторы врачебных единицы", которые были напечатаны в 1958 году в журнале "Юность". А после того, как в свет вышли его "Коллеги" и "Звездный билет", Аксенов решил, что "надо отдавать все время литературе" и окончательно забросил медицину.

Его проза середины-конца 60-х годов – зеркало "оттепельных времен", заостренность на извечном конфликте поколений. Среди изданных в СССР произведений того времени: сборники рассказов "Катапульта" и "На полпути к Луне", романы "Стальная птица", "Любовь к электричеству", "Мой дедушка - памятник", "Сундучок, в котором что-то стучит", "В поисках жанра".

Человек "оттепели"

С окончанием времен "оттепели" заканчивается "советская эпоха" Аксенова. Его произведения подвергаются резкой критике и перестают публиковаться. Так, написанные в 70-х годах автобиографический роман "Ожог" и фантастический роман "Остров Крым" увидели свет только за рубежом, прежде всего, в США.

В 1979 году Аксенов стал одним из авторов бесцензурного альманаха "Метрополь", вокруг которого разгорелся бурный политический скандал. Так как альманах создавался без разрешения властей Советского Союза, то вскоре на его создателей начались гонения. В июле 1980 года Аксенов уехал по приглашению в США, а чуть позже узнал, что его лишили советского гражданства.

С 1981 года Аксенов преподавал русскую литературу в университетах США. Тогда же появились его романы: "Бумажный пейзаж", "Скажи изюм", "В поисках грустного бэби", начало трилогии "Московская сага", сборник рассказов "Негатив положительного героя", "Новый сладостный стиль", "Кесарево свечение". Роман "Желток яйца" написан Аксеновым по-английски, затем переведен автором на русский язык. Произведения того времени говорят о том, что жизнь в родной стране остается в центре внимания писателя.

Как позднее вспоминал Аксенов в интервью газете "Известия": "Я люблю американцев. Это не значит, что я люблю там все. Мне совсем не нравится книжный бизнес. Но университетский мир - для меня просто радость! Я люблю подышать воздухом кампуса".

Второе "рождение"

В 1989 году Аксенов впервые после девяти лет эмиграции посетил СССР, а в 1990 году ему вернули советское гражданство. Через некоторое время он закончил роман "Московская сага" о трех поколениях московских интеллигентов XX века. В то время писатель часто уезжал в Биарриц, где были написаны его последние романы: "Вольтерьянцы и вольтерьянки", "Москва-ква-ква", "Редкие земли". За роман "Вольтерьянцы и вольтерьянки" Аксенов получил премию "Русский Букер", сообщает издание "Известия".

"В "Редких землях" несколько главных тем. Одна из них - комсомол. Вернее, последние комсомольцы. Именно они и образовали ядро российского бизнеса, а позже - олигархические кланы. Это в их рядах стояли ходорковские, потанины, дерипаски, прохоровы и прочие", - рассказывал писатель о своем романе в интервью "Аргументам и Фактам".

Аксенов не был лишен маленьких человеческих слабостей: его дурной привычкой было табакокурение. Как сообщает km.ru, однажды писатель поведал: "Я курил трубку в 22 года, когда воображал себя Хемингуэем. Но сигарета всегда была приятнее. Позже Марина Влади подарила мне классную трубку. Я очень долго с ней ходил".

В январе 2008 года писатель был госпитализирован с диагнозом "инсульт", тогда ему была сделана операция. В начале года у врачей появилась надежда на выздоровление Аксенова, но она не оправдалась. Василий Павлович скончался 6 июля 2009 года.

Аксенов всегда говорил, что "писатель должен быть не властителем дум, а распрягателем дум, высвободителем дум, то есть стараться сделать своих читателей соавторами, согероями своих книг".

Стихотворения
Рассказы
Романы
Пьесы
Публицистика
Переводы

Последние изменения: 29.03.2012                       ©2000-2012 sologub.narod.ru