Создатель оперы о Екатерине II надеется вернуть жанру популярность

ФЁДОР СОЛОГУБ
 

    english

deutsch   

О Сологубе
Библиография
Галерея
Cсылки
Разное
Гостевая книга



Создатель оперы о Екатерине II надеется вернуть жанру популярность

Премьера открытой оперы "Царица", которая рассказывает судьбу Екатерины Великой, состоится 22 и 23 июля на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. По мнению создателей, эта постановка должна вернуть жанру оперы популярность.

Постановку оперы на музыку Давида Тухманова осуществил народный артист России, руководитель Московского музыкального театра "Геликон-Опера" Дмитрий Бертман. Он рассказал, что идея создания принадлежит известному эстрадному певцу Льву Лещенко, который много сотрудничал с Тухмановым и знал, что композитор два года назад написал такую музыку.

"Лещенко и предложил мне поставить оперу "Царица". Это новый и неожиданный для меня материал, с которым интересно было встретиться в работе. С одной стороны, это абсолютная опера с многочисленными хоровыми сценами и сложнейшими вокальными партиями. А с другой - в ней чувствуется влияние мюзикла, и это в какой-то степени синтез двух жанров - оперы и мюзикла", - рассказал Бертман.

"Царица" - это первый опыт известного композитора в таком жанре. Как рассказал Бертман, в произведении Тухманова есть тональная, ритмовая музыка и главное есть мелодия, которая за 20 и 21 века после Прокофьева и Шостаковича стала уходить из оперы.

"Мелодия по законам современной оперы не должна звучать. Тухманов же, не придерживаясь этих требований, написал так, как считал нужным. Собственно, так писали и раньше. Например, вся оперная музыка Верди построена на мелодии и ритме", - пояснил режиссер.

Что же касается определения открытая опера, то, по мнению Бертмана, эта опера, которая доступна всем, ее могут слышать и знатоки, и широкая публика. По его словам, создавая "Царицу", он хотел привлечь внимание самого широкого круга зрителей к этому виду искусства, стремился сделать его понятным и интересным для неискушенной публики.

"Собственно говоря, опера и изначально никогда не была элитарным жанром, а была рассчитана для широкой публики, - сказал он. - Недаром самые большие театральные залы были предназначены именно для оперных спектаклей, и многие оперные театры до сих пор сохранили название фолк-опера, что означает народная опера.".

Либретто оперы о судьбе немецкой девочки, ставшей великой русской царицей, написал известный поэт Юрий Ряшенцев в соавторстве с Галиной Полиди. За два с небольшим часа перед глазами зрителей пронесется вся история царствования Екатерины на фоне величественных декораций, воссоздающих интерьеры Царскосельского дворца. Пышный и роскошный декор дополняется десятками зеркал, пламенем 696 свечей и блистательными сценическими костюмами.

В спектакле заняты солисты, хор и оркестр "Геликон-Оперы". Одна из исполнительниц партии Екатерины - известная певица Мария Максакова, которая работала ранее в театре "Новая Опера" и была приглашенной солисткой оперы Большого театра, а с 2006 года - ведущей солисткой "Геликон-Оперы".

На вопрос, почему была выбрана площадка драматического Александринского театра, Бертман сказал: "Мы могли выбирать любую сцену, но мне хотелось, чтобы это было в Санкт-Петербурге и именно в таком роскошном, прекрасно отреставрированном театре, как Александринка, где, кстати, перед входом стоит памятник Екатерине, что символично".

После премьерных спектаклей в Санкт-Петербурге "Царицу", по словам Бертмана, смогут увидеть и москвичи. В ноябре она будет представлена в Кремлевском Дворце.


Большому театру нужен единый творческий лидер - глава Геликон-оперы

Стратегию и репертуарную политику Большого театра должен определять единый творческий лидер, заявил в интервью художественный руководитель Московского музыкального театра "Геликон-Опера" Дмитрий Бертман, комментируя решение Большого после ухода нынешнего главного дирижера Александра Ведерникова работать с несколькими приглашенными дирижерами.

"На фасаде основного здания Большого театра красовался Апполон с квадригой бегущих в разные стороны коней, у которых нет поводыря. Мне кажется, что это очень символично для сегодняшнего Большого театра", - сказал Бертман.

Ранее генеральный директор Большого Анатолий Иксанов сообщил, что на ближайшие пять-семь лет театр договорился о совместной работе с Владимиром Юровским, Василием Синайским, Александром Лазаревым, Теодором Курентзисом и Кириллом Петренко.

"Это на самом деле первоклассные дирижеры, но как бы они ни были талантливы, каждый из них - особая личность со своей концепцией работы с оркестром, со своими критериями отбора певцов. И каждый из них мог бы создать свой собственный театр. Если это будет совет дирижеров, то конфликт внутри неизбежен", - полагает Бертман.

Он уточняет, что "если предполагается программа сотрудничества с каждым дирижером по отдельным проектам, то это другое дело. Но все равно я абсолютно убежден, что во главе театра должен стоять творческий лидер".

Музыкальный критик Екатерина Бирюкова объяснила, что шли разговоры именно о создании в Большом "чего-то вроде коллегии режиссеров". Вместе с тем, по ее мнению, может быть введена и система, аналогичная той, что существует сейчас в парижской опере. "Там нет репертуара. Дирижера приглашают под конкретную постановку, и в программе - не большое двух названий в месяц. А когда один спектакль повторяется несколько раз подряд, это дает заведомо лучшее качество", - сказала Бирюкова.

Вместе с тем, она убеждена, что "у оркестра должен быть постоянный руководитель, который бы за ним следил".

Бирюкова согласна с Анатолием Ведерниковым, заявившем в интервью журналу "Эксперт", что существование постоянной труппы не идет театру на пользу.

"Это серьезная проблема, это балласт, он очень мешает. Гораздо удобнее приглашать на конкретные постановки специальных людей", - считает критик.

Глава "Геликон-оперы" придерживается противоположного мнения: "Постоянная труппа для репертуарно-оперного театра необходима. И лучшие времена Большого связаны как раз с тем периодом, когда в театре была фантастически сильная группа солистов, которые выступали на крупнейших сценах мира, представляя и прославляя русское оперное искусство", - сказал он.

"Я никогда не был согласен с Ведерниковым, который хотел превратить Большой театр в свободную площадку для приглашенных певцов", - добавил Бертман.

Глава "Геликон-оперы" полагает, что "падение Большого началось с уходом Бориса Александровича Покровского - настоящего лидера, определявшего политику и стиль театра".

Выдающийся оперный режиссер Борис Покровский скончался 5 июня 2009 года на 98-м году жизни.

Вместе с тем, Бертман одобряет деятельность гендиректора Большого Анатолия Иксанова, который всегда говорил, что его задача - создать условия для работы художника.

"Он делает это вполне успешно, о чем свидетельствует нынешнее экономическое положение Большого. Но менеджемент и художественное руководство - разные вещи. И только от их единства зависит жизнь театра", - подытожил Бертман.

Стихотворения
Рассказы
Романы
Пьесы
Публицистика
Переводы

Последние изменения: 29.03.2012                       ©2000-2012 sologub.narod.ru