Фильм "Поп" получился спорным - протоиерей Георгий Митрофанов

ФЁДОР СОЛОГУБ
 

    english

deutsch   

О Сологубе
Библиография
Галерея
Cсылки
Разное
Гостевая книга



Фильм "Поп" получился спорным - протоиерей Георгий Митрофанов

С.-ПЕТЕРБУРГ, 5 апр -. Фильм Владимира Хотиненко "Поп", вышедший в понедельник в широкий прокат, очень спорен как с исторической, так и с духовной точки зрения, сообщил протоиерей Георгий Митрофанов, специалист по истории русской православной церкви ХХ века.

Речь в фильме идет о деятельности Псковской православной миссии, возрождавшей церковную жизнь на оккупированной немцами северо-западной части СССР. Главного героя - отца Александра - сыграл Сергей Маковецкий, роль его супруги исполнила Нина Усатова. Премьера картины, еще до выхода в прокат успевшей получить премию "Лучезарный ангел", состоялась в храме Христа Спасителя в пасхальное воскресенье.

"В целом, фильм уязвим как с исторической, так и с духовной точки зрения, ибо историческая реальность представлена далеко не достоверно, а с духовной - мы не видим в главном герое прежде всего пастыря, проповедника, духовника, миссионера, просветителя, а видим его только в качестве агитатора и социального работника", - считает Митрофанов.

По его мнению, атмосфера, с самого начала образовавшаяся вокруг Псковской миссии, была вполне определенно антикоммунистической. "И никаких скрытых симпатий к Красной армии у подавляющего большинства миссионеров не было", - подчеркнул протоиерей.

По его словам, в достаточной степени искусственной выглядит и изображенная в фильме деревня на Псковщине, где разворачиваются основные события картины. "Достаточно посмотреть, как одеты молодые колхозницы в клубе: в городах так не во всяких ходили. Надо отдавать себе отчет, в каком ужасающем положении находилась накануне войны Псковщина", - сказал священник.

Вместе с тем, по его мнению, в фильме есть очень удачные эпизоды - например, беседа священнослужителя с еврейской девочкой, а потом ее крещение в момент вхождения немецких войск в латышскую деревню.

"Возрождение храма, пасхальный Крестный ход, - очень выразительная сцена. Мы видим этот Крестный ход, окруженный кольцом лающих собак, и на другом берегу реки - комиссара, накачивающего людей ненавистью к этому священнику и ко всему происходящему. Видим два кольца зла вокруг церкви - нацистское зло и коммунистическое зло", - заметил Митрофанов.

Но в целом, по его мнению, фильм получился очень противоречивый и неровный.

"Очень хорошо, что такой выдающийся режиссер обратился к такой теме, до недавнего времени запретной, но очень грустно, что полной свободы - как художественного творчества, так и стремления передать историческую достоверность, - этого стремления я там не почувствовал", - сказал протоиерей.

Вместе с тем, по его мнению, живая полемика об истории Великой Отечественной войны необходима и этот фильм открывает такую возможность.

"Мы слишком долго пребывали в единомыслии, которое отучило нас мыслить о чем-либо всерьез и переживать что-либо всерьез. Поэтому живая, искренняя и заинтересованная полемика будет нам только полезна. К сожалению, надо признать, что последним неразвенчанным мифом советской идеологии является миф о Второй мировой войне, как понимали ее коммунисты. И любой честный разговор о реальной Второй мировой войне, о тех ее сторонах, которые либо подвергались умолчанию, либо давались совершенно извращенно, может быть для нашего общества только полезен", - заключил он.

Полный текст интервью читайте в рубрике "Интервью".


Фестиваль LeJazz привезет в Россию самый актуальный джаз Европы

Шестой Фестиваль французского джаза LeJazz представит российской публике джазовых музыкантов, исполняющих самую современную и актуальную музыку Европы, в рамках Года Франции в России с 8 по 14 апреля, рассказала журналистам во вторник Мария Семушкина, генеральный директор агентства "АртМания", организующего форум.

"LeJazz - это событие настоящего европейского уровня. Мы стараемся прослеживать актуальную музыку, и делаем наш фестиваль, потому что хотим показать самые интересные проекты, которые гремят в Европе", - сказала Семушкина.

Она отметила, что "сейчас в объединенной Европе все смешано, и если музыкант живет и играет во Франции, то вне зависимости от других факторов он автоматически считается французом и попадает под пристальный взгляд фестиваля LeJazz".

Со своей стороны, Доминик Жамбон, директор Французского культурного центра, поддерживающего фестиваль, подчеркнул, что "LeJazz представляет джаз уже не просто французский, но европейский".

"Наш фестиваль свидетельствует о французской традиции, которая всегда принимала музыкантов со всего мира. Фестиваль развивается в России, и для нас это и радость, и большая ответственность, потому что мы появляемся со своим современным, европейским джазом в стране, где есть своя джазовая традиция, восходящая к биг-бэндам", - сказал Жамбон.

Как рассказала Семушкина, в этом году в программе фестиваля выступят как уже известные российской публике французские музыканты, так и артисты, которые впервые выступят в России.

Среди них виртуоз аккордеона Ришар Гальяно и его Tangaria Quaret, трио выдающегося пианиста Ярона Хермана, родившегося в Тель-Авиве, совместный франко-русский проект пианиста Эрика Ленини и саксофониста Николая Моисеенко, приуроченного к году Франции в России, а также группа Beltuner.

Перешагнув пятилетний рубеж, фестиваль расширяет свои границы и в этом году LeJazz пройдет в пяти российских городах - традиционно в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Казани, Архангельске и Брянске.

По словам Семушкиной, фестиваль откроется 9 апреля концертом на сцене театра МХАТ имени Горького, а на следующий день пройдет в клубе "16 Тонн". После столицы программа будет варьироваться и кто-то из музыкантов поедет в Петербург на концерт 10 апреля, кто-то в Архангельск и Брянск 11 апреля и Казань 8 апреля.

"В этом году в Москве мы добрались до очень хорошей площадки - МХАТ имени Горького. Начинали мы с клубов, потом был концертный зал "Мир", а теперь зал на 1400 мест. Надеюсь, мы сможем собрать этот зал и найдется достаточное количество поклонников французского джаза", - заключила Семушкина.

Идея провести подобный фестиваль появилась одновременно у "АртМании", у Французского культурного центра и у посольства Франции в Москве. Жоэль Бастеннэр - в то время культурный атташе Франции в России - горячо поддержал идею популяризации французского джаза в России.

Благодаря объединению усилий всех сторон в 2005 году на первый фестиваль LeJazz собрались музыканты, которые и тогда, и сейчас выступают на самых престижных площадках мира: Бирели Лагрен, Мина Агоси, Анри Тексье. Организаторы уверяют, что с каждым годом будут стараться поднимать планку музыкального форума выше и выше.

Стихотворения
Рассказы
Романы
Пьесы
Публицистика
Переводы

Последние изменения: 29.03.2012                       ©2000-2012 sologub.narod.ru