Елена Образцова - дива, поставившая на колени Монтсеррат Кабалье

ФЁДОР СОЛОГУБ
 

    english

deutsch   

О Сологубе
Библиография
Галерея
Cсылки
Разное
Гостевая книга



Елена Образцова - дива, поставившая на колени Монтсеррат Кабалье

В детстве Елену Образцову не взяли в хор, а после школы она пошла учиться в радиотехнический институт. Сейчас певица дружит с Монтсеррат Кабалье, выступила практически со всеми великими певцами и дирижерами на лучших сценах мира, но при этом отказывается называть себя примадонной. Сегодня всемирно известной оперной певице, знаменитой меццо-сопрано исполняется 70 лет.

Крикуха

Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, и все ее воспоминания детства связаны с войной, блокадой Ленинграда, голодом и нуждой.

"Когда началась война, мне было два года. Еще не научившись как следует говорить, часто кричала "аого!" и "анитки!", то есть "тревога" и "зенитки". В бомбоубежище я орала как сумасшедшая, хотела хлебца. Вокруг ворчали: "Опять эту крикуху принесли". Вот тогда, наверное, и прорезался мой голос…", - цитирует слова певицы сайт People's History.

Отец ушел на фронт в первые дни войны, а семья до конца зимы 1942 года оставалась в осажденном Ленинграде. Одно из самых страшных воспоминаний того времени для Елены Образцовой - умерший от голода человек в подъезде. "И это зрелище до сих пор стоит перед глазами", - говорит она.

Весной 1942 года их с матерью, бабушкой и теткой с дочкой Мариашкой эвакуировали по Ладожскому озеру в городок Устюжну Вологодской области, где они и жили до конца войны. "Эта земля спасла меня от смерти", - вспоминает она.

"Вместе с Мариашкой таскали жерди из чужих изгородей для того, чтобы было чем топить печку. По вечерам, когда деревенское стадо возвращалось с пастбища, я загоняла коров по домам. За это меня подкармливали - давали кто пирожок, кто яичко. А однажды соседка подарила мне цветок жасмина. Я пришла домой счастливая, а мама сказала: "Дурочка ты, дурочка, лучше бы хлебца кусочек дали", - рассказывает певица.

Военное время подарила Елене Образцовой талисман, с которым она не расстается до сих пор. Плюшевый песик Бобка - единственная мягкая игрушка во время войны, которую мама купила ей еще до ее дня рождения.

"Он всю жизнь со мной и объездил буквально весь мир. Во время сложных концертов непременно кладу эту игрушку на рояль. Когда он рядышком, мне спокойно, ведь в Бобке - мое детство…" - говорит Елена Образцова.

Лучше инженером

Петь она начала рано, с 5 лет: слушала по радио вальсы Штрауса и напевала их. За это родственники и соседи называли ее артисткой. Первой на ее голос обратила внимание музыкальная руководительница хора в детском саду. Но тогда мать не обратила на это внимания, сообщается на сайте Международного объединенного биографического центра.

А когда отец, у которого был отличный баритон и который к тому же хорошо играл на скрипке, вернулся с войны и привез коллекцию пластинок с записями итальянских певцов, Елена Образцова поняла, что мечтает стать певицей. В первом классе она решила записаться в хор, но ее не принимали.

"Я не знала ни одной песни до конца, - пояснила Елена Образцова "Аргументам и фактам". - Заучивать тексты для меня было самым страшным наказанием! Но я так горько плакала, что надо мной сжалились и приняли в хор условно. И вновь пришлось заучивать тексты. Помню, когда я окончила школу, то сказала родителям, что выберу профессию, где не надо будет ничего учить. Видимо, Бог наказал меня за такое упрямство: пришлось всю жизнь разучивать арии".

Она занималась в детском хоре Ленинградского дворца пионеров, где, по ее словам, родилась как музыкант, влюбилась в пение и поверила в то, что может стать певицей. После окончания школы в Таганроге, где семья жила какое-то время, поступила в музыкальное училище и занималась в нем год. Но отец - инженер по профессии, конструктор на машиностроительном заводе, сказал: "Если быть певицей, то только настоящей, большой… А из тебя ничего не получится. Становись-ка ты лучше инженером".

Так по настоянию отца Елена Образцова поступила в Ростовский радиотехнический институт. Но, проучившись там всего год, бросила занятия и поехала в Ленинград поступать в консерваторию. В августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории. Из более чем ста человек, проходивших испытание, приняли только троих, среди которых и была Елена Образцова.

На пять с плюсом

После этого отец целый год с ней не разговаривал. И лишь когда она отучилась в консерватории три курса, получила две золотые медали на конкурсах и студенткой была приглашена работать в Большой театр, он перестал скептически высказываться относительно ее желания стать певицей.

В Большом театре Образцова дебютировала 17 декабря 1963 года в партии Марины Мнишек в опере "Борис Годунов". Она сразу же покорила и зрителей, и коллег, и критиков.

"Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции. Помню, как я стояла за кулисами и говорила себе: "Борис Годунов" может идти и без сцены у фонтана, и я не выйду ни за что, пускай закроется занавес, я не выйду". У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть, действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы. У меня нет никаких впечатлений о моем первом спектакле - только одно волнение, какой-то огненный шар рампы, а остальное все было в беспамятстве. Но подсознательно я чувствовала, что пою правильно. Публика приняла меня очень хорошо…", - цитирует слова певицы belcanto.ru.

После блестящего дебюта было принято решение об окончании Еленой Образцовой консерватории экстерном. 11 мая 1964 года в Малом зале имени Глазунова состоялся выпускной экзамен, на котором Софья Преображенская, председатель комиссии, поставила Елене Образцовой пять с плюсом - оценку, которая не ставилась в Ленинградской консерватории около 40 лет.

С того момента Большой театр стал для Елены Образцовой жизнью, счастьем и надеждой. "Это мой дом, которому я никогда не изменяла и куда всегда хочу вернуться", - говорит она. Уже за первый год работы в театре Образцова исполнила восемь партий, в том числе Амнерис в "Аиде" Верди, заставив говорить о себе музыкальную Москву. А вскоре ее имя стало известно во всем мире.

Всего в репертуаре певицы около сорока разных и прекрасных партий в операх русского и зарубежного классического репертуара, а также в операх композиторов XX века: Любаша в "Царской невесте", Марфа в "Хованщине", Кончаковна в "Князе Игоре", Графиня в "Пиковой даме", Любава в "Садко", Азучена в "Трубадуре", Эболи в "Доне Карлосе", Бабуленька в "Игроке" и, конечно, ее знаменитая Кармен.

Он спела практически все из оперного репертуара, что хотела спеть. Кроме "Тоски", исполнению которой, по словам певицы, всякий раз мешали какие-то непредвиденные обстоятельства.

В мире

Вслед за Большим театром певица покорила и другие оперные вершины мира: Марсельская опера, Лиссео, Ла Скала, Гранд-опера, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Опера Сан-Франциско, "Ковент-Гарден", театр "Колон" и др.

Она выступала с самыми знаменитыми певцами мира - Миреллой Френи, Ренатой Скотто, Федорой Барбьери, Монсеррат Кабалье, Илеаной Котрубас, Джоан Сазерленд, Альфредом Краусом, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом, Николаем Гяуровым, Карло Бергонци, Джакомо Арагалем - но никогда не чувствовала конкуренции.

"…Наверное, потому что всегда у всех моих друзей я училась. Если коллеги мои были очень знамениты и очень хороши, я была счастлива и пела еще лучше, потому что мне хотелось выйти на их уровень, а когда были какие-то плохие певцы рядом, мне хотелось их подтянуть к себе. Поэтому у меня не было никогда чувства конкуренции. И вообще не должно быть этого, потому что каждый человек одарен от Бога. Мы все умеем то, чего не умеют другие", - рассказала она "Новым известиям".

Талант певицы "поставил на колени" саму Монтсеррат Кабалье. Правда, сначала встала на колени сама Образцова.

"Приехала в Барселону и услышала ее в опере "Сицилийская вечерня". Она так гениально пела! Я прибежала за кулисы, упала перед ней на колени и сказала: "Никогда не думала, что человек может петь так не на записи, а живьем". На следующий день мы с Доминго пели в "Кармен", и уже она прибежала за кулисы и бухнулась на колени. <…> Думаю, она сделала это шутя, передразнивая меня. После этого мы с ней очень подружились", - цитирует Образцову People's History.

Оперная дива пела под управлением самых крупных оперных и симфонических дирижеров - таких, как Карло Мария Джуллини, Герберт фон Караян, Риккардо Мути, Лорин Маазель, Клаудио Аббадо, Карлос Клайбер, Джеймс Левайн и др.

Она пробовала свои силы и в драматическом театре - в спектакле Романа Виктюка "Антонио фон Эльба", а также снялась в нескольких музыкальных фильмах, в том числе в "Сельской чести" Франко Дзеффирелли, который писал: "В моей жизни были три потрясения - Анна Маньяни, Мария Каллас и Лена Образцова…"

Елена Образцова удостоена всех высших званий и наград СССР и России и самых престижных премий других стран, сообщается на сайте Культурного центра Елены Образцовой. Ее имя с почтением произносят поклонники вокального искусства в Париже, Лондоне, Вене, Милане, Мюнхене, Гамбурге, Зальцбурге, Праге, Берлине, Марселе Барселоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе Токио, Буэнос-Айресе, Осаке и Вашингтоне Будапеште Лиссабоне и Риме.

Путешествуя с гастролями по загранице, во времена дефицита оперной диве было нелегко соответствовать своему звездному статусу. Подразумевалось, что она очень богата, а бедность показывать было ни в коем случае нельзя. Выручали эмигрантами, которые дарили красивые наряды и косметику.

"Помню, я ехала на гастроли в Сан-Франциско и везла с собой два чемодана красивой одежды, добытой мною с таким трудом! И вдруг узнаю, что в аэропорту вещи пропали. Я была в шоке, а на меня недоуменно поглядывали: "Какая проблема? Неужели звезда такого масштаба не может купить других платьев?!".

Кстати, когда певица не успевала выучить слова для выступления за рубежом, ей приходилось пользоваться шпаргалками. И тогда для каждой мизансцены она находила местечко среди декораций, куда приклеивала листочки с текстом. Во время выступления она просто подходила к месту со шпаргалкой и заглядывала в нее.

"Однажды в "Метрополитен-опера" я исполняла "Самсона и Далилу" на французском языке, - вспоминает Елена Образцова. - Все слова выучить не успела. Тогда я переписала их на листок бумаги и наклеила его на стоящую на сцене большую серебряную чашу. Исполняя арию, я вращала эту вазу и считывала свой импровизированный подстрочник. Затем следовала партия Фьоренцы Коссотто - знаменитой итальянской меццо-сопрано. И, говорят, она была в восторге, когда увидела этот сосуд с наклейками".

Не быть примадонной

Для Образцовой пение - не просто профессия, это смысл жизни: "Я - раб своего искусства. Никогда не оформляла отпуск, мне казалось, что, если остановлюсь, придет конец моей энергии. Для меня жизнь - это пение, и я прошу Господа только об одном: чтобы он сначала дал мне умереть, а потом я бы перестала петь. Только так, а не наоборот".

Как призналась певица "Известиям", все, что она делает на сцене, - о любви и ради любви: когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. "Я выхожу на сцену не для того, чтобы овладеть публикой, а чтобы отдаться ей без остатка. Хочу ее осчастливить, оторвать от обыденности, подарить минуты наслаждения", - говорит Елена Образцова.

При этом она не любит, когда ее называют примадонной оперы. "Это не ко мне. Мой папа сказал: "Никогда не будь примадонной, они все дуры", - рассказала она "Аргументам и фактам". - На протяжении многих лет, работая с примадоннами, я поняла, что он прав. Если человек состоялся как актер, личность, ему не надо из себя ничего изображать".

Стихотворения
Рассказы
Романы
Пьесы
Публицистика
Переводы

Последние изменения: 29.03.2012                       ©2000-2012 sologub.narod.ru