Греческие студенты требуют возвращения фриза Парфенона на родину

ФЁДОР СОЛОГУБ
 

    english

deutsch   

О Сологубе
Библиография
Галерея
Cсылки
Разное
Гостевая книга



Греческие студенты требуют возвращения фриза Парфенона на родину

Тысячи студентов образовали во вторник живую цепь вокруг Акрополя, требуя возвращение фриза Парфенона в Афины из Британского музея.

Как сообщило греческое государственное телевидение, в акции приняли участие более двух тысяч студентов и преподавателей греческой столицы. Взявшись за руки, они выстроились на обширной территории вокруг скалы, на которой расположен Акрополь.

Организаторы заявили о намерении повторить подобную акцию в Лондоне, выстроив кольцо демонстрантов вокруг Британского музея. Они также объявили о том, что собрали свыше 65 тысяч подписей за возвращение бесценных экспонатов на родину.

Статуи и фриз знаменитого храма Парфенон, над которыми работал великий скульптор древности Фидий, были созданы в 5 веке до нашей эры. На протяжении веков Парфенон неоднократно страдал от пожаров, землетрясений и даже взрыва порохового склада, который оборудовали в древнем храме в Новое время.

Несмотря на все катаклизмы, ансамбль Парфенона столетиями оставался в относительно сохранном виде. Однако в начале 19 века британский посланник в Оттоманской империи лорд Элгин (Elgin) добился у турецких властей разрешения вывезти скульптуры и фриз Парфенона из Греции. Впоследствии Элгин убедил парламент Великобритании взять коллекцию под свою охрану. В настоящее время памятники Парфенона являются центральной частью экспозиции всемирно известного Британского музея.

Кампания по возвращению мраморов Парфенона связана с именем покойной главы министерства культуры Греции Мелины Меркурии, которая выдвинула эту инициативу в 80-е годы прошлого века. Греческое правительство заручилось в поддержке своих требований высказываниями многих выдающихся деятелей культуры. В разных странах созданы десятки национальных комитетов, борющихся за возвращение мраморов Парфенона.

Однако британская сторона дает понять, что о реституции не может быть и речи. Аргументация Британского музея и его сторонников строится на трех основных аргументах. Во-первых, приобретение мраморов лордом Элгином было юридически законным, и осуществлялось с разрешения тогдашних властей Греции. Во-вторых, сами греки выразили свой протест весьма поздно, после того как исторические обстоятельства много раз изменились. Например, в 19 веке греческий парламент подарил Франции одну из немногих метоп (квадратных плит с рельефом) Парфенона, остававшийся в распоряжении Греции. В-третьих, в Британском музее шедевры Парфенона могут видеть все желающие беспрепятственно, и сохранности экспонатов также ничто не угрожает.

Есть и еще один аргумент в пользу сохранения статус-кво. Возвращение мраморов Парфенона создаст безусловный прецедент для вала подобных исков со всего мира. Тот же Британский музей славится великими произведениями древнеегипетского искусства, на которые может претендовать современный Египет, памятниками древней Месопотамии, вывезенными с территории Ирака, произведениями искусства из Америки, Африки, Азии и Австралии. Тотальная реституция привела бы к фактическому уничтожению не только Британского музея, но и всех наиболее значимых коллекций искусства в мире.


В Латинской Америке учрежден "литературный Оскар"

Самый крупный в Латинской Америке международный культурный институт "Каса де Америка" и мировой лидер книгопечатания на испанском языке мадридский издательский дом "Групо планета" подписали во вторник соглашение об учреждении премии в области испаноязычной литературы Латинской Америки.

Церемония подписания соглашения транслировалась из Мадрида по спутниковым каналам связи в Боготу, Буэнос-Айрес и Мехико.

Речь идет о не имеющей аналогов премии, охватывающей литературу всего континента, призванной распространять интерес к испаноязычной прозе на планете, разыскивать и поддерживать талантливых авторов, пишущих на языке Сервантеса, Гарсия Лорки и Маркеса, подчеркнул на пресс-конференции, состоявшейся после подписания соглашения, генеральный директор института "Каса де Америка" Мигель Барросо (Miguel Barroso).

К участию в соискании премии допускаются только неизданные прозаические произведения всех жанров латиноамериканских авторов, вне зависимости от места их постоянного проживания, будь то США, страны Европы, в том числе Россия, или Азия и Африка.

Лауреат премии получает $ 200 тысяч, финалисты конкурса по $50 тысяч. Подведение итогов литературного конкурса будет проводиться ежегодно 23 апреля. В этом году награды будут вручаться в столице Колумбии - Боготе, провозглашенной ООН "книжной столицей мира 2007 года".

Отвечая на вопрос, президент "Групо планета" Хосе-Мануэль Лара (Jose Manuel Lara) отметил, что учредители премии не преследуют коммерческих или рекламных целей.

"Для нас самое главное - привлечь внимание людей к книге, хоть на несколько минут оторвать их от трансляции футбольных матчей по телевизору. Мы также рассчитываем на то, что эта премия скоро станет одной из самых престижных в мировой литературе и сможет вызывать интерес к испаноязычной прозе во всех странах планеты. Кроме того, автор, получивший премию или прошедший в финал конкурса, будет избавлен на какое-то время от произвола издателей и издательств, получит возможность творить свободно, без оглядки на дилеров, на тиражи, на уровни продаж и рекламные кампании", - сказал он.

В настоящее время в Латинской Америке существует ряд престижных национальных литературных премий. Однако ни одна из них не перешагивает границ отдельно взятой страны, а финансовый эквивалент даже самой "щедрой" из них в несколько раз ниже того, что предлагают учредители общеконтинентальной литературной премии.

Стихотворения
Рассказы
Романы
Пьесы
Публицистика
Переводы

Последние изменения: 29.03.2012                       ©2000-2012 sologub.narod.ru